Австрийская школа маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой состоит в том, чтобы показать научные достижения австрийской школы маржинализма и на этой основе выявить те методологические и теоретические заслуги данной школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Зарождение и методологические особенности
австрийской школы маржинализма…………………………………….........6
2. Учение о благах и обмене К. Менгера……………………………..11
3. Совершенствование О. Бём-Баверком теории предельной и
суммарной полезности экономических благ……………………………......23
4. Теория капитала и процента О. Бём-Баверка……………………..31
Заключение……………………………………………………………...37
Список используемой литературы……………………………………40

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.docx

— 84.72 Кб (Скачать файл)

      Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность  применить в австрийской теории математические методы. Кроме того, математическая версия теории предельной полезности предполагает, что хозяйственный субъект безошибочно находит единственный оптимальный для себя вариант, а это противоречит упомянутым выше положениям австрийцев (прежде всего Менгера) о неопределенности и ошибках. Австрийский маржинализм - чисто словесный, без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийской школы не получили достаточного математического образования, а прежде всего в их желании не только охватить своей теорией более широкий круг явлений, но и остаться в рамках несколько более реалистичной модели человеческого поведения.

      Рассмотрение  экономики как процесса, происходящего  в реальном времени. Эта черта, в  которой также можно заметить стремление к большей реалистичности анализа, отделяет австрийскую школу  от других направлений маржинализма. Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. В дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и риска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Учение о благах и обмене К. Менгера 

      Карл  Менгер (1840-1921), изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах и лишь в 1867 г. Приступил к занятиям экономической теорией. Его ставшая классической работа «Основания политической экономии» (1871) была представлена в Венский университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующих лет (до 1903 г.) деятельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. «Основания…» были задуманы как первый том исследований Менгера в области экономической теории, но, увлекшись методологической полемикой с представителями немецкой исторической школы, Менгер посвятил свою вторую книгу «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) исключительно методологическим проблемам.

      Главная тема «Оснований…» Менгера – изложение  его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах.  В соответствии с менгеровским определением, «вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют) наши потребности, называются благами» [8, С.85] или, что одно и то же, блага следует рассматривать «как объекты потребностей каких-то людей» [11, С.371], то есть «благо - это причина, а удовлетворение потребности - следствие» [14, С.160].

      Важно отметить, что в теории экономических  благ К. Менгера всякая вещь рассматривается с учетом ее места внутри общей иерархии способностей вещей удовлетворять желание людей. Блага, по его мысли, становятся экономическими тогда, когда требуемое их количество превышает их предложение (а таковые составляют подавляющее большинство), и имеют характер неэкономических - когда их предложение превышает потребность в них. Но своего рода «твердой границы» между благами экономическими и неэкономическими (ныне принято говорить «свободные блага») ученый не проводит, допуская, что «экономические блага могут переходить в неэкономические и обратно» [11, С.372].

      Наряду  с характеристикой деления благ на экономические и неэкономические автором «Оснований» особое внимание уделяется аргументации тезиса о делении благ экономических на блага «первого порядка» (или «низшего порядка») и «отдаленного порядка» (или «высшего порядка»). К первым - благам первого порядка - им отнесены потребительские блага (блага, обеспечивающие непосредственное удовлетворение потребностей человека); ко вторым - благам отдаленного, то есть второго, третьего или более высокого порядка - производительные ресурсы (факторы производства), требующиеся в зависимости от числа стадий или процессов производства для их превращения в потребительские блага. И еще одно различие, которое предусмотрел К. Менгер в своей теории экономических благ - это подразделение благ по принципу, как он выразился, «комплементарности», то есть дополняемости, из чего следует, с одной стороны, существование самостоятельно функционирующих благ и, с другой - благ, используемых только в сочетании с другими благами.

      «Если мы располагаем комплиментарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей. Промежутки времени, лежащие между отдельными фазами этого процесса… все же вполне исчезнуть не могут»[13, С.53]. Итак, по Менгеру, непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благом второго, третьего и более отдаленных порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». При этом ценно замечание ученого о том, что «мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными благами высшего порядка», поскольку не имея, например, «в своем распоряжении… для производства хлеба… блага второго порядка … хлеб не может быть изготовлен даже при наличии… всех остальных необходимых благ»[13, С.45 – 46].

      Именно  из принципа дополняемости благ, заключает  ученый, «вытекает закон, по которому действительная надобность в отдельных благах высшего порядка по отношению к определенным промежуткам времени обусловлена наличием в нашем распоряжении комплементарных количеств соответственных благ высшего порядка» [1, С.67-68].

      Здесь одновременно следует обратить внимание на упоминание К. Менгером об «определенных промежутках времени». Этот фактор он считал принципиально важным потому, что при наличии требуемых комплементарных благ высшего порядка процесс их преобразования «в блага ближайшего низшего порядка» вплоть до получения «благ первого порядка» будет происходить в тех или иных временных фазах. Отсюда, подчеркивает он, нужно учитывать: «Промежутки времени, лежащие между отдельными фазами этого процесса ... все же вполне исчезнуть не могут» [1, С.53].

      Затронув  вопрос о факторе времени, К. Менгер пытался разработать не только концепцию комплементарности благ и деления последних на экономические и неэкономические, но и дать количественную характеристику принадлежащих к числу благ вещей. В этой связи он, с одной стороны, признавал безграничный характер расширения потребностей людей, но с другой - считал, что «в каждый данный момент они составляют определенную величину (то есть попросту заданную величину)» [14, С.161].

      Далее теоретические нововведения К. Менгера связаны с его теорией потребностей, через которую он выходит сначала на свою теорию предельной полезности, а затем и теорию стоимости (ценности). В значительной мере эта проблематика затрагивается им в третьей главе его «Оснований». Именно в процессе удовлетворения многообразных потребностей человек, утверждает он, сознает зависимость их наличия в своем распоряжении.

      Каждый  человек, по Менгеру, в силу порождаемых  у него определенных потребностей стремится умерить возникающее от их неудовлетворенности чувство беспокойства и неудобства. Степень последних имеет различную интенсивность, поскольку в процессе удовлетворения потребностей между человеком и окружающей средой поддерживается равновесие. Иными словами, в менгеровском понимании потребности - это «разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, проистекающих из своеобразного нарушения физиологического равновесия», и «с помощью определенного товара можно удовлетворить данную потребность в большей или меньшей степени, причем в известной степени эта потребность продолжает оставаться неудовлетворенной» [14, С.160].

      В теории потребностей К. Менгера последовательность актов удовлетворения каждой потребности рассматривается посредством их ранжирования в зависимости от важности удовлетворяемых благами потребностей. С этой целью он приводит условный схематический пример о потреблении десяти различных благ, допуская, что акт потребления каждого из них возможно оценивать ниже предыдущего на единицу. Если номера актов потребления обозначить арабскими, а номера потребляемых благ римскими цифрами, то менгеровская схема имеет следующий вид: 

I     II     III     IV     V     VI     VII     VIII     IX     X

10  9      8       7       6      5        4         3        2      1

9    8      7       6       5      4        3         2        1      0

8    7      6       5       4      3        2         1        0      .

7    6      5       4       3      2        1         0        .      .

6    5      4       3       2      1        0         .         .       .

5    4      3       2       1      0        .          .         .       .

4    3      2       1       0       .         .          .         .       .

3    2      1       0       .       .         .          .         .       .

2    1      0        .        .       .         .          .         .       .

1    0      .        .        .       .         .          .         .       .

0     .       .        .        .       .         .          .         .       . 

      В предложенном К. Менгером примере благо I - это пища, удовлетворение потребности в котором до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетворение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид удовлетворение своей потребности в пище и табаке будет стараться привести в равновесие. Так, для него равнозначными будут шестая единица пищи и вторая единица табака и т.д. [9, С.73].

      В числе прочего данная менгеровская схема показывает, что в процессе ранжирования человеком различных  потребностей одни им могут расцениваться как важные, а к другим он может быть безразличным. Указывая на это обстоятельство, О. Бем-Баверк, в частности, отмечал, что «вещь, способная быть полезною для человека, может оказываться, однако же, безразличною с точки зрения человеческого благополучия, - ну, а «безразличность» и «важность» представляют ведь собою понятия противоположные, взаимно исключающие друг друга…» [3, С.20].

      Наряду  с этим схема К. Менгера позволила ему четче доказать, что наименее удовлетворенные потребности имеют большую «конечную интенсивность» и, наоборот, потребности, удовлетворенные полностью, имеют нулевую «конечную интенсивность».

      Таким образом, согласно теории потребностей К.Менгера, «исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности (неудовлетворенные желания и стремления)», а «полезность - это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей» [8, С.85]. И именно через теорию потребностей глава австрийской школы выходит на свою теорию предельной полезности, пытаясь вскрыть зависимость полезности от редкости предметов потребления. При этом предельная полезность, по Менгеру, определяется не только редкостью конкретного блага, но и «конечной интенсивностью» индивидуальной потребности, то есть с увеличением объема запаса блага «при данной (фиксированной) интенсивности потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот» [15, С.8].

      Переходя  к рассмотрению теории стоимости  К. Менгера, уместно обратить внимание на то, что хотя в своих разработках этот ученый опирался в основном на литературные источники немецких авторов, ему совершенно не были знакомы произведения таких немецких предшественников маржинализма, как И.-Г. фон Тюнен и Г. Госсен. Поэтому он действительно как бы заново открыл для себя так называемые «законы Госсена», когда в рамках собственной теории стоимости принял за основу принципы убывающей предельной полезности и оптимизации структуры потребления при наличии в распоряжении человека благ, необходимых для удовлетворения его потребностей.

      Маржиналистский подход к проблеме стоимости позволил К. Менгеру противопоставить представителям классической политической экономии принципиально новую теорию, в соответствии с которой ценностью обладают только экономические блага, а сама ценность являет собой сугубо субъективную характеристику, то есть «лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей» [1, С.97]. Основываясь на таких рассуждениях, пишет Б. Селигмен, К. Менгер пришел к выводу о том, что «по мере того, как увеличивается количество блага, его дополнительные единицы обладают все меньшей способностью удовлетворять потребности», что «данное положение есть не что иное, как принцип убывающей предельной полезности, по которому стоимость однородного запаса того или иного блага определяется стоимостью последней, или наименее важной, его единицы» [14, С.161].

Информация о работе Австрийская школа маржинализма