Аспекты геополитического развития России и Северо-западного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышесказанным и тем, что наша страна стоит на пороге перемен, актуальность современных российских геополитических концепций не утрачивает своей значимости, именно поэтому данная работа и посвящена столь важной для всех нас проблеме.
Цель работы – проанализировать состояние развития России и исходя из этого современные российские геополитические концепции.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности геополитического 4
и экономико-географического положения России 4
2. Анализ российских геополитических идей 7
3. Формирование современных 13
российских геополитических концепций 13
4. Контексты выбора будущего 18
Северо - Запада Российской Федерации 18
4. 1 Кризис системы управления развитием страны и ее регионов 20
4.2 Возможность новой институциональной структуры управления развитием 23
Заключение 25
Литература 27

Содержимое работы - 1 файл

Геополитика.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

      - между лоббированием ресурсоемких  локальных проектов и реализацией  сквозных транстерриториальных  проектов, обеспечивающих синергетический и инфраструктурный эффект для российской экономики и хозяйства.

      Разнообразие  выборов является системным целым, и выбор одного из них на каждом из уровней предполагает занятие  определенной позиции во всех остальных  случаях. При этом отказаться от ответа на вызовы глобализации невозможно. Отказ будет означать, что выбор будущего для России (и Северо-Запада в том числе) сделают за пределами страны.

4. 1 Кризис системы управления развитием  страны и ее регионов

 

      В ситуации борьбы за будущее сложившаяся на предыдущем этапе система управления развитием страны и входящих в нее территорий оказалась неэффективной и неспособной сформулировать внятные ответы на предъявляемые вызовы. Наступил ее кризис, который выразился в целом ряде проблем:

      1. Существующие проекты развития  практически не выходят за  рамки административных границ (муниципальных  образований, субъектов федерации). А в тех случаях, когда это  удается сделать, оказывается,  что развитие ограничено корпоративными  либо отраслевыми проектами. Границами проектирования и действия для последних, как правило, выступает закрепленная в системе государственного управления зона компетенции и полномочий соответствующего отраслевого органа.

      2. В условиях глобальных вызовов  территориально-административное деление перестает быть той каркасной структурой, в которой возможно управление развитием. Обозначенный, но не конституированный границами федерального округа, Северо-Запад разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, требующих особого управляющего отношения и взаимодополняющей "сборки". Каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств.

      К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах Федерации достигается наибольшая плотность экономической активности населения. В них находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть охарактеризованы как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения" на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что преимущественный акцент на реализацию сырьевых проектов в контексте современного Северо-Запада оставляет их на периферии основных геоэкономических потоков.

      Второй  тип составляют территории преимущественно  сырьевого и военно-стратегического  типа освоения. К ним относятся  Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. В настоящий момент оборонная функция части территорий этого типа постепенно сокращается, и происходит закрепление их экспортно- сырьевой специализации. Большинство из них интенсивно теряет население, происходит потеря этнокультурной и социальной идентичности, под угрозой оказываются традиционные для данных территорий способы жизни, что подтверждает недостаточность чисто сырьевой ориентации для территорий этого типа – как с экономической, так и с социально-культурной точек зрения.

      К территориям третьего типа на Северо-Западе принадлежит Санкт-Петербург. В "Стратегическом плане" Санкт-Петербурга, принятом в  декабре 1997 г., подчеркивается мировое  значение города и отмечается, что "определяющее значение для перспективного развития города имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром... И для России, и для самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и торгово- посреднического центра международного значения..." Санкт-Петербург стремится укрепить свои позиции в качестве "главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России". Однако следует признать, что пока Санкт-Петербург технологически, кадрово и финансово мало связан с общим пространством Северо-Запада. Доминируя на товарных рынках и рынках перевозок, Санкт-Петербург, тем не менее, не становится опорным пунктом России в новом освоении Северо-Запада.

      К четвертому самостоятельному типу территорий в пространстве Северо-Запада можно  отнести Калининградский эксклав. Его особенностью является то, что  он находится в окружении стран, которые намереваются в ближайшее время вступить в Евросоюз и НАТО. Предельная определенность вызова в отношении российского эксклава объясняет тот факт, что из всего Северо-Запада только в отношении Калининградской области у Российской Федерации заявлена какая-то концепция развития. В рамках данной концепции предлагается сделать данную территорию "экспериментальной площадкой", на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и ЕС.

      Однако, ситуация непродуктивного столкновения территориальных, ведомственных и корпоративных интересов приводит к тому, что оказывается невозможной реализация целого класса проектов развития, соразмерных и сомасштабных тем, что предлагаются Европейским Союзом. Вырабатываемая Европейским Союзом единая стратегия в отношении взаимодействия с Калининградской областью представляет собой общий проект развития отношений, учитывающий сложность интересов и многоярусность взаимодействия как членов Союза между собой, так и с Российской Федерацией. Россия же в качестве ответа (конкурирующего или дополняющего) может пока представить только частный региональный проект развития. Кратко-, средне- и долгосрочные цели России и Калининградской области в новом международном контексте оказываются внутренне несогласованными.

      3. Проблемы развития Северо-Запада должны разрешаться в условиях, когда проекты предыдущей фазы его освоения исчерпали свой инновационный потенциал, стратегический план России неясен, а большинство предлагаемых инициатив являются продолжением или обеспечением проектов, запущенных из других центров управления. Сосредоточиться на реализации корпоративных и отраслевых проектов также оказывается невозможно, поскольку уже сейчас ясно, что в обозримое время такая социально-экономическая политика столкнется с дефицитом ресурсов и недостаточностью разного рода инфраструктур. Более того, не развитие, а даже продолжение эксплуатации хозяйственных комплексов, унаследованных страной в целом и Северо-Западом в частности, становится слишком сложной и дорогостоящей задачей.

      4. Естественное течение существующих процессов приведет к реализации одного из двух сценариев регионального развития. Первый из них заключается в точечной модернизации индустриального комплекса Северо-Запада, ориентированного, прежде всего, на оптимизацию добычи, обработки и экспорта сырьевых ресурсов. Субъектами реализации данного сценария выступают международные ТНК, заинтересованные в перераспределении сырьевых потоков в рамках сложившейся на сегодняшний день структуры глобальной экономики. Второй сценарий разворачивается за счет стремления российских сырьевых корпораций войти в клуб международных ТНК и занять свое собственное место на мировом рынке. Отличие второго сценария заключается в существенной ограниченности инвестиционных возможностей у российских корпораций. Как следствие этого - проблематичность модернизации, реализация стратегий сокращения издержек (так называемого "лидерства по издержкам") и повышение эксплуатации территориальных сырьевых, социальных и экологических ресурсов.

      Ни  в том, ни в другом случае Российское государство и сообщество, проживающее на территории Северо-Запада, не выступают субъектами глобальных процессов и оказываются в подчиненной (или даже страдательной) функции по отношению к мировым экономическим потокам.

      В этой ситуации особое значение приобретает задача согласования интересов регионального и федерального уровней управления, корпораций, местных сообществ, а также потенциальных зарубежных партнеров. Обеспечение комплиментарности (взаимодополняемости) этих интересов требует инновационных управленческих решений, позволяющих инициировать системный эффект в экономических, политических и социокультурных контекстах. Инновационность управленческих решений предполагает малую затратность и максимальную эффективность управленческого действия, построенного с учетом совокупного потенциала Северо-Западного региона и его места в геополитическом и геоэкономическом пространстве России и мира.

4.2 Возможность новой институциональной

структуры управления развитием

 

      Границы Северо-Запада как единого макрорегиона, способного к осмысленному стратегическому действию, только "прорисовываются". Создание Северо-Западного федерального округа впервые за последнее столетие конституировало целостность этого внутрироссийского пространства на основе не только военной организации, но и государственно-общественного единства охваченных регионом территорий. Учреждение федеральных округов явилось инновацией в системе государственного управления, которая позволяет принимать решения в новом масштабе. Фактически, речь идет о "новом освоении" Северо-Запада. На этом обширном пространстве должны быть развернуты новые технологические цепочки, сформированы новые транспортные потоки, отлажены инженерные инфраструктуры, по-новому организована жизнь людей. Но это же означает и то, что на Северо-Западе должны появиться новые институты управления развитием.

      Развитие  Северо-Запада России представляет собой  метапроект, в который должны быть вписаны более частные хозяйственные, образовательные и социокультурные  проекты. Согласование реализации этих проектов, консолидация ресурсов их участников возможны лишь при условии партнерского взаимодействия власти, общества и бизнеса. Основой этого взаимодействия и его институциональной формой может стать своеобразное стратегическое соглашение о развитии мегарегиона, участниками которого выступают Российская Федерация, ее субъекты, корпорации, общественные структуры и иные организации, принимающие на себя миссию стратегического действия по развитию Северо-Запада и России в целом. Макрорегиональное развитие перестает быть заботой и делом только государства. Причем каждый "шаг развития" предполагает преодоление раздробленности и рассогласованности действий, проектной изолированности, административного и экономического эгоизма.

      На  Северо-Западе уже началось формирование коллективного субъекта стратегического управления развитием. Субъекта, перешагнувшего административные границы и пытающегося преодолеть разделенность государства и гражданского общества на основе новой социальной солидарности и ответственности. Формирование макрорегиона "Северо-Запад" в случае успешной реализации способно задать новый масштаб проектов развития для страны, сделать их соразмерными с масштабом глобальных проектов и стать шагом к созданию новой системы управления развитием России.

      В этих условиях миссия Северо-Запада для России заключается в том, чтобы стать моделью новой "сборки" страны. Очевидно, что проектировать эту сборку как восстановление ранее существовавших народно-хозяйственных комплексов бессмысленно. Для реализации такого проекта нет ни времени, ни ресурсов, утрачены и соответствующие механизмы управления. В новых условиях прежняя система оказалась бы экономически и социально неэффективной. Поэтому необходимо, опираясь на имеющиеся ресурсы, осуществить действие в соответствии с новыми принципами регионального и странового развития.

 

Заключение

 

      За  последнее время произошли глубокие изменения во всех сферах жизни и  деятельности общества. Многие особенности  современной геополитической обстановки обусловлены развивающимся процессом глобализации, которая привела к созданию новой системы международных отношений и значительной трансформации базовых принципов безопасности. Осмысление произошедших перемен, места и роли России в современном мире в контексте обеспечения национальной и международной безопасности – важнейшая задача, стоящая сегодня.

      Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом  и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения  с ведущими государствами мира, Россия оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

      На  передний план в качестве главных  составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей.

      Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового сообщества.

      В то же время в международной сфере  зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается  тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом  и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Информация о работе Аспекты геополитического развития России и Северо-западного региона