Ближний восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:22, реферат

Краткое описание

Центральная Азия -- один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности. В настоящее время региональные процессы здесь характеризуются столкновением различных политических, экономических, культурно-цивилизационных интересов разных государств. Если во время первой «большой игры» борьба за Центрально-Азиатский регион (ЦАР) велась между Британской и Российской империями, то сегодня здесь действуют такие важные региональные «игроки», как Турция, Иран, Пакистан, Индия.

Содержание работы

Введение
Россия и Иран: активизация сотрудничества
Стратегический союзник России в оккупации
Россия и Турция – многостороннее партнерство
Особая роль Саудовской Аравии в регионе
Афганистан – Пакистан: ударная армия ислама или гнездо терроризма?
Список используемых источников

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

Следовательно, любому непредвзято мыслящему политику видно, что политическая и социальная ситуация в стране стабильная и имеет  мощный потенциал, подкрепленный динамичной демографической структурой: половина всех иранцев моложе 15 лет и в  ближайшие десятилетия население  страны будет быстро увеличиваться. При условии прекращения международной  изоляции, активизации внутреннего  потенциала прогнозируются темпы прироста ВВП до 8--10% или даже выше.

В стране существует развитая нефтяная промышленность, создана разветвленная сеть нефтепроводов  и терминалов в Персидском залив, это имеет большое значение для России. Нефтяной промышленностью командует государство, представленное иранской нефтяной национальной компанией. В связи с освоением Каспийского и других месторождений нефти и газа Иран заинтересован не только в инвестициях, но и в технологиях и оборудовании, связанных с морским бурением.

Стратегическая  цель России по отношению к Ирану -- сочетание торгового партнерства с инвестиционным. Такое партнерство может быть реализовано в строительстве, разработке технических проектов, в горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности, транспорте. Особенно заманчиво выглядело бы сотрудничество в области транспорта. От развертывания транспортных магистралей выиграют и Россия, и Иран. Последний может служить мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом.

Во всяком случае, отражением объективной потребности  в сотрудничестве стало подписание в 1997 г. министерствами транспорта России и Ирана документов по перспективной  программе обустройства маршрута Север -- Юг (Хельсинки --Москва -- Волгоград -- Астрахань -- Энзели -- Ноушехр -- Бендер-Аббас). Кроме того, принято решение о строительстве обводной дороги (автомагистрали) вокруг Каспия, о совместном судоходстве на Каспии с обустройством портов в Астрахани, Ноушехре и Энзели. Для строительства порта в Оля на Каспии создана совместная российско-иранская компания. Перспективным может оказаться участие РФ в энергетических программах соседа. Из 50 тыс. деревень электрифицировано немногим более 30 тыс. Правительство Ирана активно поддерживает государственные компании, участвующие в названных проектах и имеющие громадные финансовые средства. Учитывая совокупность этих факторов, Россия стала помогать Тегерану строить АЭС в Бушере. Такое тесное сотрудничество России и Ирана особенно не нравится Вашингтону.

Правительство России, ее фирмы, сотрудничающие с  Ираном в сфере атомной энергетики, испытывают огромное давление и дискриминацию  со стороны Вашингтона.

По данным ЦРУ, Тегеран наладил контакты с  Пакистанскими ядерщиками, а в 1991 г. Китай поставил Ирану 1,8 т ядерных  материалов. Активную помощь иранцам  «оказывали и оказывают» Россия и  Северная Корея. Итак, строительство  Россией легководного реактора в Бушере по мнению американцев, -- факт предосудительный. Однако в конце 2007 г. был опубликован доклад национальной разведки США, свидетельствующий, что Иран еще в 2003 г. прекратил работы над разработкой ядерного оружия. Москва и Тегеран подписали договор, по которому ядерные отходы с Бушера должны возвращаться в Россию.[2]

Стратегический  союзник России в  оккупации

Традиционно Ирак был стратегическим союзником  СССР, а потом и России.

Ирак  располагает большими запасами реально  конвертируемого «черного золота». Кроме того, его географическое положение  позволяло видеть в нем перспективного геостратегического партнера, находящегося в подбрюшье Турции -- исторического соперника России, делающего многое, чтобы ослабить позиции нашей страны в геополитическом и геостратегическом раскладе сил.

В современной  системе координат Ирак, как и  весь Ближний Восток, занимает чрезвычайно важное геополитическое положение, которое наряду с запасами нефти предопределяет его большую значимость как для России, так и для стран Западной Европы, США и Японии.

Тактика Запада в последние десятилетия XX в. заключалась в поддержании атмосферы всемерного обострения противоречий между странами Ближнего и Среднего Востока. Узлы противоречий строились на основе трех полюсов политического противостояния:

Демократическая республика Афганистан;

Исламская республика Иран;

восточно-аравийские государства, а также сотрудничавшая с ними в силу сложившейся у  нее специфической внешнеполитической ситуации Республика Ирак.[5]

Политика, проводимая Вашингтоном на Ближнем  и Среднем Востоке, была направлена главным образом против стран -- производителей нефти, против ОПЕК, контролирующей цены на важнейший энергоноситель на мировом рынке в Персидском заливе.

Все это  не устраивало правительство США, которое  вопреки мнению мирового сообщества, но поддерживаемое правительствами  некоторых европейских стран  начало агрессивные действия против Ирака.

Позиция Ирака находила понимание у России, Китая, Франции. Они справедливо  отмечали, что применение санкций, интервенция  против Ирака носили откровенно антигуманный характер.

Сейчас  США и некоторые страны Европы, участвуя в оккупации Ирака, делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке  и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась  к минимуму. Наши экономические связи  со странами Ближнего Востока минимальны (по сравнению с 1980 г.).

Американская  агрессия против Ирака весной 2003 г. была прямым нарушением основополагающих принципов ООН; военные действия одной страны или группы стран  против другой или других должны были получить разрешение Совета Безопасности ООН. Но Вашингтон и постоянно  подыгрывающий ему Лондон, вопреки  воле подавляющего большинства стран  ООН, решили развязать войну против Ирака, полагая, что она будет  легким блицкригом. Но времена меняются, и 2003 г. не стал похожим на 1991-й. Арабские страны, прежде всего Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, не приняли участие в интервенции. Даже Турция, верный дотоле союзник США, отказалась пропустить американские войска через свою территорию.

При помощи новейшего вооружения (управляемых  сверхмощных бомб, кассетных бомб, крылатых ракет и т.д.) войскам  двух держав удалось разгромить иракскую армию (с помощью «пятой колонны» в Багдаде), свергнуть режим С. Хусейна. Война якобы закончилась  в мае -- так заявил Буш-младший. Но в ноябре 2003 г. он же «порадовал» американцев, что «война в Ираке по-прежнему продолжается», США надеялись на активную помощь мусульман-шиитов, и особенно курдов, но угодили в капкан.

Американские  спецслужбы фиксировали высокую  степень враждебности иракцев к  американскому присутствию. Для  восстановления страны необходимо 100 млрд долл. Таких денег у Белого дома и конгресса нет. Доход от экспорта иракской нефти, по оценкам экспертов, достигнет 12 млрд долл. в год, но при условии, что ее добыча и транспортировка будут осуществляться бесперебойно. Но это маловероятно, так как на севере Ирака нефтепровод, ведущий к турецкому Средиземноморскому побережью, постоянно взрывают партизаны. И если в 2006--2010 гг. нефть будет приносить до 19 млрд долл., то в лучшем случае эта сумма покроет только текущие расходы иракских властей. Вашингтону из-за рекордного дефицита американского бюджета остается уповать на Евросоюз, Японию и нефтедобывающие арабские государства Персидского залива. Но те в отсутствие стабильности и безопасности, а главное -- законной международно признанной власти в Ираке отнюдь не спешат помочь.

Попытка США возложить бремя оккупации  Ирака, финансовое и людское, на как  можно большее число государств путем проталкивания новой резолюции  в Совете Безопасности ООН также  успеха не имела.

Приблизительно  в равном геополитическом положении  находится ряд других мусульманских  стран Ближнего Востока и Северной Африки: Сирия, Иордания, Ливия. Блокада  на них идет явно, грубо, на других оказывается  косвенное и прямое давление. Но у арабских стран есть мощное оружие -- нефть! Это кровь экономики любой страны. В координации нефтяной политики (а она должна быть дифференцирована) необходимо не только руководствоваться государственными, национальными интересами, но и опираться на культурно-конфессиональный фактор. В использовании этого важнейшего механизма огромную помощь может оказать Россия, если она будет преследовать свои национально-государственные интересы. Вместе с китайскими и французскими дипломатами Москва добивается (хотя и не всегда настойчиво) передачи взаимодействия с временной администрацией Ирака под контроль ООН.

Россия  и Турция -- многостороннее партнерство

Речь  о пантюркизме -- своего рода политическом исламе. Его основы были заложены теоретиками турецкого национализма, в первую очередь Исмаилом Гаспирали и Юсуфом Акчура.

В Турции столкнулись геополитические интересы России и США. Американский генерал  Харбод, изучавший Турцию, в 1919 г. впервые высказал мысль о подчинении ее диктату США. Американцы сразу же «прибрали к рукам» турецкие нефтяной, табачный и автомобильный рынки.

Американцы  удержались в Турции, так как к 1924 г. овладели ее сырьем и рынком сбыта, навязали ей свою политическую линию. В 1990-х гг.пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания государства «Великий Туран», включающего в себя население всех тюркоязычных стран, т.е. весь Северный Кавказ плюс население государств Центральной Азии (туркмены, узбеки, казахи, киргизы, уйгуры и др.), а также Татарию, Башкирию и Якутию.

Нельзя  недооценивать опасность таких  идей: в Российской Федерации проживает  более 20 млн мусульман. Эти идеи усиленно обсуждались в 1992--1994 гг. лидерами государств Центральной Азии.

Широкому  распространению пантюркизма и  ислама в Средней Азии и на Северном Кавказе препятствует также социально-экономический фактор:здесь самый высокий уровень безработицы, социально-политической напряженности.

Кроме того, Анкара вынуждена бросать большие  силы (военные, финансовые и др.) на решение  внутренних проблем, включая гражданскую  войну с курдами, и на противодействие  исламскому фундаментализму в самой  Турции.

После моральной и небольшой, кратковременной  военной поддержки США и Великобритании в их войне против Ирака двойной  удар Стамбулу был нанесен террористами-смертниками.

Тегеран, как и Москва, заинтересован в  создании на Кавказе транспортного  коридора с севера на юг, связанного с Туркменией. Анкара при поддержке  США стремится направить основные торговые, нефтяные, газовые и другие потоки с востока на запад. Для  России очень важно иметь несколько  конкурирующих проектов транспортировки  нефти и газа. Самое главное, чтобы  нефть из Черного моря направлялась не через черноморские проливы, контролируемые Турцией. Прокладка нефтепровода в  турецкий порт Джейхан, а не по маршруту Баку -- Новороссийск подорвала влияние  России в Закавказье и позволила  Турции реализовать многие геополитические  и геостратегические интересы, связанные во многом с контролем проливов из Черного моря в Средиземное. Черное море, по меткому определению адмирала Ушакова, остается «бутылкой, горлышко которой заткнуто турецкой пробкой».[4]

Однако  отношения между Россией и  Турцией в целом можно охарактеризовать, по выражению Владимира Путина, как  продвинутое многостороннее партнерство. Наши страны активно развивают в  последнее время политический диалог на высшем уровне, выступают за формирование благоприятных условий для дальнейшего расширения взаимодействия в черноморском регионе, и прежде всего в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. Россия присоединилась к операции ВМС Турции «Черноморская гармония», российские и турецкие военные корабли принимают активное участие в деятельности оперативной военно-морской группировки «БЛЭКСИФОР». Качественные сдвиги происходят в области гуманитарного и культурного сотрудничества.

Особая  роль Саудовской Аравии в регионе

Саудовская  Аравия -- это край «черного золота», родина ислама, страна Мекки и Медины -- наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене. Королевство занимает первое место среди стран, предоставляющих помощь государствам третьего мира. Вообще по финансовой помощи другим странам Саудовская Аравия занимает второе место после США, отсюда и то огромное влияние, которое она оказывает на региональную и мировую геополитику.

Информация о работе Ближний восток