Развитие геополитики в древние и средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Этимологически термин «геополитика» состоит из двух греческих слов: део — земля, politikos — все, что связано с городом: государство, гражданин и т.п.

Термин «геополитика» в научном смысле имеет, по крайней мере, два аспекта: культурно-психологический и концептуальный.

Культурно-психологический аспект как геополитическая идея отражает исторический опыт субъектов международных отношений, т.е. империй, национальных государств, народов, и подпирается определенной идеологией как системой взглядов на существующий мир и принципы его переустройства. Точнее было бы сказать, что культурно-психологический геополитический стереотип (и народа и элиты) жизнеспособен только в рамках определенной идеологии или даже мистики. Этот стереотип способствует сплочению людей, поддержанию веры в будущее, причем даже в тех случаях, когда идеология сама по себе химерична или даже антинациональна (как, например, чрезвычайно упрощенная идеология расового превосходства в фашистской Германии — этом «тысячелетнем рейхе», просуществовавшем на самом деле при постоянном ведении внутренних и внешних идеологических и горячих войн всего 12 лет)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

1. РАННИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 5

1.1.Осевые направления в истории 5

1.2.Геополитические идеи Античности 9

1.3.Культурно-религиозная традиция в геополитике Древнего Востока 16

2. ГЕОПОЛИТИКА В СРЕДНИИ ВЕКА 21

2.1.Средневековые города Европы и Азии. 21

2.2.Геополитика на Руси 25

2.3.Религиозная и светская геополитическая традиция 30

2.4.Геополитическая мысль Средних веков 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая2.docx

— 108.03 Кб (Скачать файл)

    1) Любая цивилизация, ставшая мировой  державой, возникала первоначально  в определенном центре, для которого  вся остальная территория, населенная  «варварами», служила в качестве  объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии.

    2) В условиях экстенсивного роста  экономики пространственная экспансия  представляла собой одну из  главных форм самовоспроизводства, продления существования любой цивилизации, доказательства ее пригодности к истории. Поэтому естественно, что любая цивилизация или мировая держава неизбежно приобретала имперский характер.

    3) Все ранние цивилизации возникали  на реках, которые часто жестко  задавали формы жизнедеятельности  примитивного общества. Существовали и иные факторы, которые обусловили осмыслить роль природных условий в эволюции общества [14]

    Таким образом, в I тыс. до н. э. на нашей планете произошло важное событие - революционный переворот в сознании людей. К тому времени утратили былой блеск Крито-Микенская цивилизация, Древний Египет, царства Двуречья. Угасли цивилизации, но не люди, просто они стали другими. В древнейших цивилизациях люди жили не одно тысячелетие, не осознавая своего отличия от природы, преобразованной их усилиями. Народности становились государствами и требовалось их геополитическое развитие.

    1. Геополитические идеи Античности
 

    Влияние географической среды (в первую очередь, климата) на обычаи, нравы, образ правления  и общественно-исторические процессы в городах-полисах было значительным, что стало предметом анализа ряда античных авторов — Гиппократа, Геродота, Полибия, Парменида. [1,с 76]  

      Например, фактор перенаселенности  заставил греков осваивать новые  земли. Грекам повезло: в новых  областях — на юге Италии, в  Сицилии, Малой Азии и Крыму  — оказались такие же условия,  как и в самой Греции: мягкий  климат и сложный рельеф. Горы  ограничили разрушительное наступление  людей на природу, а благодаря  теплому влажному климату природа  прекрасно самовосстанавливалась.  

      Это способствовало тому, что  в античной политической философии была сформулирована теория пяти климатических поясов земли (два холодных и два умеренных, а между ними — жаркий), каждый из которых порождает различные политические последствия. По мнению философов, жаркий климат расслабляет характеры и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет, что способствует развитию демократических форм правления. [3]

    Впервые геополитические идеи появляются в трудах мыслителей эпохи Античности. Философы рассматривают географическую составляющую социальных процессов.

    Геродот (ок. 484 – между 431-425гг. до н.э).  известен как политический деятель, но прославился, в первую очередь, как историк. Достаточно сказать, что для современного читателя древнегреческая история начинается с Геродота. Не меньше ценили его и античные ученые. Так Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Современные историки считают «Историю» Геродота переходной с точки зрения метода изложения: от логографического к научно-историческому. Большинство современных геополитиков считают, что, начиная именно с сочинений Геродота, в античной традиции явственно просматривается геополитический подход [5]

    Кульминационным моментом развития древнегреческой  цивилизации Геродот считал греко-персидские войны, а главным содержанием человеческой истории – противостояние Запада и Востока, моря и суши, Греческой федерации и Персидской державы, эллинов и варваров, демократии и сатрапии, свободы и принуждения.

    Подход Геродота к истории заключался в описании исторического процесса от частного к общему, «снизу вверх», от отдельных правителей, политических деятелей, племен, полисов, стран до объединения их в региональные «супердержавы», объединившие многие государства Европы, с одной стороны, и Азии – с другой вызывает ассоциацию с современной континентально-региональной геополитикой. Недаром один из наиболее известных современных региональных геополитиков француз Ив Лакост назвал свой научный журнал «Геродот».

    Парменид (еще в VI в. до н.э.) говорил о пяти температурных зонах, или поясах, Земли, государственный и общественный строй (или их сочетание, т.к. в эту эпоху мыслители не видели особых различий между государством и обществом; между социальной и политической сферами жизни) обладают своими особенностями. [3]

    Ксенофонт (ок. 430-370 до н. э.). В своих главных трудах: «Анабасис» (переводится как «Восхождение» — о походе Кира Младшего в глубь Азии) и «Греческая история» Ксенофонт кроме описания сражений и деяний правителей дает интересные этнографические сведения, старается связывать военно-политические события с географией. Богатый жизненный опыт, знания и навыки, приобретенные им в географии и военной стратегии, общая широта кругозора позволяют оценить его работы (особенно «Греческую историю») как представляющие несомненный интерес с точки зрения геополитики в плане геополитических идей о противостоянии Суши и Моря, о значении армии и флота для мощи государства, о гегемонии на море и ее предопределении природой.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э). уточнил взгляды Парменида, который обращал внимание на превосходство срединной зоны, заселенной греками. Важно уточнить, что геополитические идеи древнегреческих мыслителей имели в основном практико-ориентированный характер и основывались на эмпирических фактах известных конкретным философам. [10,с 121]

    В процессе конструирования умеренной, идеальной формы правления Аристотель осмысливал роль географического фактора в поддержании ее стабильности.

  1. Географическому положению и природным условиям (прежде всего, климату) Аристотель приписывал первостепенную роль в зарождении государства. Так, по его мнению только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий генезису и расцвету государств.
  2. Аристотель стремился осмыслить значение внешних условий, в частности, пространства (территории) и его свойств, для стабильного функционирования идеального государства. Государство, по мнению Аристотеля, существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и права, выражение общего интереса граждан. 
  3. В сочинении «Политика» пишет о геополитических (их так можно назвать с позиций современной науки) достоинствах Аристотель пытается осмыслить и роль моря как фактора политического могущества на примере острова Крита:
 

   Остров Крит  как бы предназначен природой  к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии. Вот почему и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил... [10,с 126]   

      Однако близость к морю воспринималась  Аристотелем неоднозначно: с одной стороны, она дает геополитические преимущества государству, а с другой — несет серьезные опасности. Так, близость к морю, портам и гаваням обеспечивает экономические блага, развивает торговлю, способствует общению людей. Однако прибытие в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», способно, по мнению Аристотеля, пошатнуть право и мораль в государстве. Возникновение подобной опасности легко предупредить путем издания законов, которые точно бы определяли, кому дозволено и кому запрещено прибывать в порты.

    Значение географических условий для внутренней и внешней жизни государств отмечали также Полибий, затем римляне Цицерон и особенно Страбон [12,с 112]

    Греческий историк и стратег Полибий, живший в эпоху заката и распада державы Александра Македонского и завоевания Эллады Римской державой, пытался найти причину расцвета Рима и постоянного роста его военной мощи. Описание Римской державы он как геополитически мыслящий ученый начинает с географического положения Рима и Италии, ее населения, климата, почв, рек, производимых в этих условиях продуктов. Важное внимание он уделяет политической системе Древнего Рима. Смешанное политическое устройство Рима, когда монархическую власть представляют собой консулы, аристократическую — Сенат, а демократическую — народное собрание и, таким образом, все римские граждане имеют возможность активно участвовать в политической жизни, Полибий не только считает наилучшим, но и способствующим процветанию и укреплению Рима.

    Платон и Гиппократ оставили весьма интересные замечания относительно влияния географической среды на политическую деятельность людей, обычаи и нравы разных народов. Они писали, что климат южных стран расслабляет характеры людей и они легко попадают в рабство, а климат севера, напротив, закаляет, и это приводит к распространению демократии[3].

    Продолжительное время Эратосфен (III в. до н. э.) заведовал знаменитой Александрийской библиотекой, писал труды по истории, географии, филологии, математике, астрономии (которые до нашего времени не дошли). Как следует из «Географии» Страбона, этот ученый представлял мир состоящим из четырех сфаригд (сфер, частей), выделенных условными линиями «север — юг» и «запад — восток», включающими определенные страны, населенные определенными народами. На карте Эратосфена хорошо видно, что северо-западную сфаригду составляет Европа, включающая и Элладу, юго-западную — Либия (или Ливия), соответствующая современной Африке, известной грекам только до верховьев Нила. Северо-восточную сфаригду образует Малая Азия с приморскими греческими полисами, другими государствами, контролируемыми Персидской державой, и расположенная значительно севернее Скифия, простирающаяся на всю современную Великую русскую равнину, Западную и Восточную Сибирь.

    Страбон, живший в I в. до н. э., отметил, что география, как и политика, служит нуждам государства и государственного управления. Посредником между политикой и географией выступает особый класс людей — правители. Он же в своей «Географии», выражая точки зрения наиболее авторитетных географов (геополитиков) античности, рисует весьма правдоподобную даже по современным представлениям картину земной поверхности. Согласно Страбону, Земля — это шар, на котором расположена суша, окруженная морем (океаном). Сушу он условно подразделил (линией экватора) на Северное и Южное полушария, а также на пять климатических поясов, из которых три (два полярных и экваториальный) необитаемы ввиду либо очень холодного, либо очень жаркого климата. Умеренные пояса по обе стороны экватора и составляют обитаемую сушу, т. е. ойкумену. [12,с 118]

    Знаменитый  римский оратор, государственный  деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106— 43 до н.э.) не создал какой-либо самостоятельной геополитической концепции, поскольку больше заботился о популяризации политических знаний греческих мыслителей — Платона и Аристотеля. Однако государство Цицерона отличается от платоновского идеала своей реальностью: это была Римская республика в лучшую пору ее существования. В рамках своей юридической концепции государства он высказал ряд догадок, связанных с ролью географического фактора в обеспечении устойчивого функционирования искомого им идеала правления — смешанной формы государства. [14]

  1. Влияние природы на государство проявляется в том, что идеальное государство должно быть организовано в соответствии с природой вещей, на основе естественного права. Истинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он придал учению греческих стоиков о естественном праве форму, в которой оно было известно в Западной Европе вплоть до XIX в.
  2. Значительное преимущество Рима, полагает Цицерон, обусловлено географическим расположением города на суше, но, благодаря Тибру, легко соединяющемуся с морем. Это, по мнению Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный географический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане.

    Приморским  городам, — пишет Цицерон, — свойственны, так сказать, порча и изменение нравов, ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого времени.

    Политическим  следствием близости города-государства  к морю являются нестабильность его  строя, частые смены власти. Так, причину бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон усматривает в географических недостатках, связанных с приморским расположением эллинских полисов.

  1. Цицерон доказывал право римлян повелевать варварами, утверждая, что «рабство устанавливается для блага этих людей» (Позже миссия европейцев по «приобщению к цивилизации» отсталых народов достигла кульминации в эпоху империализма.). [14]

    В заключении можно сказать, что данные идеи (естественно в модифицированном виде) не потеряли своей актуальности и сегодня. Именно расположением, размерами, климатом и взаимоотношениями с соседями некоторые исследователи объясняют удачное распространение демократического политического режима в Скандинавских странах, в Северной Америке и Западной Европе и сложности в процессе демократизации, которые испытывают страны Восточной и Юго-восточной Азии, Южной Америки и т.д.  
 

Информация о работе Развитие геополитики в древние и средние века