Правовое регулирование телерадиовещания государственными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:54, реферат

Краткое описание

История российского коммерческого телерадиовещания насчитывает небольшой отрезок времени – примерно 15 лет. Для сравнения заметим, что в США и Европе первые коммерческие радиостанции появились еще в конце 20-х годов прошлого века. Разумеется, такое различие было обусловлено государственным строем и экономическим укладом, которые существовали в нашей стране до недавнего времени. С распадом советского государства у частных лиц появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе в области телерадиовещания. За относительно короткий срок новые российские телекомпании и радиостанции прошли долгий путь, от полукустарных студий до мощных сетей федерального значения.

Содержимое работы - 1 файл

Правовое регулирование телерадиовещания государственными органами.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

     Заметим, что в то же время в соответствии со ст. 7 Закона о средствах массовой информации, учредителем средства массовой информации (в том числе и радиопрограммы) может быть гражданин, объединение  граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

     Исходя  из положений Закона о СМИ, гражданин  или объединение граждан могут  создать средство массовой информации с формой периодического распространения  в виде эфирной радиопрограммы. В  действительности же такое СМИ останется только на бумаге (в наличии будет только свидетельство о регистрации соответствующего СМИ), т.к. к участию в конкурсе, по результатам которого выдается лицензия на вещание и СМИ может приступить к реальной работе, ни гражданин, ни объединение граждан допущены не будут.

     В целом допуск к участию в конкурсе только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оправдан. Прежде всего  это связано с тем, что в  подавляющем большинстве случаев  радиовещательная деятельность направлена на извлечение прибыли и, соответственно, относится к предпринимательской по смыслу ст. 2 Гражданского кодекса. В то же время предпринимательской деятельностью могут заниматься только коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и – при определенных условиях – некоммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут осуществлять предпринимательскую деятельность ни при каких условиях, поэтому невозможность их участия в конкурсе вполне объяснима. С другой стороны, средство массовой информации может создаваться и не в целях осуществления предпринимательской деятельности, например для решения каких-либо избирательных, предвыборных или иных лоббистских задач. В таких случаях создание СМИ гражданином вполне может быть оправданным. Но противоречивые условия действующего законодательства создать работающую радиовещательную организацию гражданину, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, не позволяют. Возможно, имеющееся противоречие должно быть разрешено в пользу Закона о СМИ.

     С другой стороны, в ведомственных  нормативных актах часто встречаются  положения, не соответствующие действующему законодательству. Такое несоответствие, скорее всего, связано с недоработкой тех или иных нормативных актов. Однако в праве подобные недоработки недопустимы. Так, согласно решению Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи РФ от 22.02.99, юридическим лицам РФ разрешено использование полосы радиочастот 87,5 – 108 МГц для осуществления на территории РФ звукового радиовещания при наличии у них соответствующих лицензий. Получается, что такое право осуществления вещания в указанной полосе радиочастот индивидуальным предпринимателям не предоставлено? Представляется, что расценивать подобные категоричные положения нормативных актов следует как ошибочные, формально действующие, и которые следует отменять в судебном порядке.

     Аналогичную нелепую норму, предоставляющую  право получить лицензию на вещание  только юридическим лицам, содержит Положение о лицензировании телерадиовещания 1994 года. Указанное ограничение не только противоречит Закону о СМИ и Положению о конкурсах, но и вообще представляется нелогичным. Это ограничение следует рассматривать как недочет законодателя. В то же время из практики автору неизвестно еще ни одного случая подачи заявки на участие в конкурсе индивидуальным предпринимателем.

     Отметим одно интересное обстоятельство, которое, правда, имеет значение на стадии регистрации  СМИ. В Законе о средствах массовой информации содержится запрет на участие иностранных лиц в учреждении СМИ с периодической формой распространения «телепрограмма» и «видеопрограмма» (ст. 19.1 Закона). Однако для радиовещательных организаций подобных ограничений не установлено. Вероятно, законодатель исходил из потенциально большего влияния на аудиторию именно телевизионных СМИ.

     Для участия в конкурсе заявитель  должен представить следующие документы: заявление на участие в конкурсе по установленной форме, программная  концепция вещания, развернутая  концепция вещания и ее технико-экономическое обоснование (бизнес-план с указанием источников финансирования), копия платежного поручения об уплате конкурсного взноса, нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации средства массовой информации, заверенные копии учредительных документов юридического лица, заверенная копия свидетельства о государственной регистрации заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя), справка о профессиональной подготовке специалистов средства массовой информации.

     Для сравнения заметим, что согласно американскому законодательству, для претендента обязательным является предоставление официальных документов, свидетельствующих о его устойчивом финансовом положении, которое бы позволило ему в течение первых трех месяцев вещания обеспечивать бесперебойную работу станции без средств от рекламы. Таким документом в первую очередь является бухгалтерский баланс организации. Кроме того, американский Закон о связи предоставляет возможность продемонстрировать комиссии финансовое состояние соглашениями о предоставлении кредита или путем представления наличных средств.

     В российском законодательстве нет требований относительно финансового состояния  претендента, равно как и не установлен срок возможной работы станции на средства учредителя. Разумеется, достаточные средства для старта у вещателя должны быть, но обязанности представить документы, доказывающие наличие таких средств, у него нет. У претендента есть лишь обязанность подготовить и представить на суд комиссии бизнес-план (технико-экономическое обоснование), в котором можно ограничиться фразой вроде «вещание будет осуществляться на собственные средства заявителя» (хотя вряд ли такой претендент станет победителем).

     Также следует отметить, что в законодательстве США в качестве дополнительного базового требования к конкурсанту установлено отсутствие серьезных нарушений действующего законодательства на протяжении предыдущих сроков действия лицензии для уже работающего вещателя и для претендента – в тех видах деятельности, которыми он занимался до подачи заявления в комиссию. В нашем законодательстве возможность отказа в выдаче лицензии или, тем более, недопуска к участию в конкурсе по мотивам нарушения условий ранее выданных лицензий или действующего законодательства, не предусмотрена, что, безусловно, выгодно для претендентов, особенно с учетом практики работы лицензирующего органа, когда исключительно по его усмотрению могли решаться судьбы многих радиостанций. Однако наличие нарушений, хотя и не является формальным основанием для отказа в выдаче лицензии, в значительной степени ослабляет позиции претендента по сравнению с другими, нарушений не имеющих.

     Таким образом, в России участвовать в  конкурсе могут любые юридические  лица или индивидуальные предприниматели, представившие на конкурс все необходимые документы. 

     Порядок подготовки и назначения конкурса 

     Организатором проведения конкурса выступает соответствующий  федеральный орган исполнительной власти. В судебной практике встречаются  дела, когда заявители обращались в лицензирующий орган с требованием рассмотреть их заявки, в то время как конкурс не объявлялся (например, при пролонгации лицензии уже работающему вещателю).

     Так, ОАО «Аско-Холдинг» обратилось в  Арбитражный суд г. Москвы с исковым  заявлением к МПТР РФ об обязании рассмотреть заявку ОАО «Аско-Холдинг» на участие в конкурсе на получение права на наземное эфирное радиовещание на частоте 102,6 МГц в г.Саратове и признании недействительным решения МПТР о выдаче лицензии ООО КР «Рокс-Тайм» и аннулировании указанной лицензии.

     Оспаривая решение МПТР России о выдаче ООО КР «Рокс-Тайм» лицензии истец указывает на нарушение его прав, мотивируя тем, что им также подавалась заявка на участие в конкурсе на право вещания на частоте 102,6 МГц в г. Саратове. Выдав лицензии ООО КР «Рокс-Тайм» на эфирное вещание на частоте 102,6 МГц в г. Саратове без объявления конкурса, МПТР РФ тем самым лишило возможности истца принять участие в конкурсе.

     Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что «в соответствии с п. 2 Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание решение о проведении конкурса на ту или иную частоту в том или ином городе или регионе принимается Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Конкурс на получение права на вещание на частоте 102,6 МГц в г. Саратове МПТР России не объявлялся, и соответственно истец не может быть признан участником конкурса»2.

     Федеральный орган исполнительной власти образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию в количестве 9 человек, утверждает ее состав и обеспечивает работу комиссии (далее по тексту также ФКК). При проведении конкурса на территории одного субъекта Российской Федерации состав указанной комиссии увеличивается до 12 человек за счет представителей соответствующего субъекта Российской Федерации. Это требование при проведении конкурсов постоянно нарушается и число членов комиссии, присутствующих на заседании, обычно менее 12. Согласно Регламенту ФКК, заседание является полномочным в случае присутствия не менее 5 членов комиссии.

     Кроме того, в составе ФКК соответствующие  представители субъекта федерации  могут вообще отсутствовать. Данное нарушение может служить основанием для признания проведенного конкурса недействительным. Судебная практика подтверждает данный вывод. Например, ОАО «Концерн «Радио – Центр» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к МПТР РФ о признании недействительным конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания на частоте 90,8 МГц, проведенного 06.01.2000 г.

     Одним из оснований для признания недействительным конкурса было то, что в силу Положения о проведении конкурса лицензирующий орган образует федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию в количестве 9 человек, утверждает ее и обеспечивает работу комиссии. При проведении конкретного конкурса состав указанной комиссии до 12 человек за счет представителей комиссии по телерадиовещанию соответствующего субъекта Российской Федерации. Арбитражный суд г. Москвы, а впоследствии суд апелляционной и кассационной инстанции указали, что «названное требование закона ответчиком не выполнено, в состав комиссии не включены представители субъекта РФ – Московской области. Публичный конкурс как односторонняя сделка, не соответствующая требования закона, подлежит признанию недействительным на основании ст. 168 ГК РФ»3.

     Информационное  сообщение о дате и условиях проведения конкурса публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 60 дней до даты его проведения.

     Информационное  сообщение включает в себя следующие сведения:

     а) время, место и условия проведения конкурса;

     б) данные о радиочастотном канале, выделяемом для организации наземного эфирного телерадиовещания, и условия его использования;

     в) срок окончания приема заявок и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе;

     г) размер единовременной платы за получение  права на наземное эфирное телерадиовещание, определенный федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию. Размер указанной единовременной платы устанавливается с учетом покрытия расходов на проведение конкурса, обеспечение работы конкурсной комиссии, а также на разработку нового радиочастотного канала, координацию и согласование возможности использования частот для целей телерадиовещания;

     д) сумма конкурсного взноса в размере  не более 2 процентов от установленного размера единовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание;

     е) реквизиты соответствующего текущего счета для перечисления конкурсного  взноса.

     Все названные условия подготовки и  проведения конкурса являются существенными. Их нарушение может послужить  основанием для признания конкурса недействительным и аннулирования лицензии, выданной по его итогам. Так, в одном из своих постановлений Федеральный арбитражный суд Московского округа указал следующее: «В соответствии с «Положением о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.99 №698 (далее – «Положение о проведении конкурса»), МПТР РФ 23.11.99 было опубликовано в «Российской газете» сообщение о проведении конкурса на получение права на вещание в г. Москве с использованием радиоканала на частоте 103,4 МГц. В дальнейшем, сообщением от 21.12.99 были изменены условия п. 2 объявленного 23.11.99 конкурса, и в него включены условия проведения вещания на той же частоте кроме г. Москвы и Московской области.

     Таким образом, ответчик изменил условия  проведения конкурса без продления  срока приема заявок и представления  технико-экономического обоснования, необходимого при изменении (расширении) территории вещания, и нарушил установленный абзацем 2 п. 6 «Положения о проведении конкурса» 60-дневный срок публикации информации <…> поэтому, правильно применив указанные в постановлении нормы материального права, в том числе ст. ст. 1057, 154, 1058, 168 ГК, п. 4, 16, 13, 6, 5 «Положения о проведении конкурса», арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно признал конкурс недействительным как не соответствующий требованиям закона»4. 

Информация о работе Правовое регулирование телерадиовещания государственными органами