Социальная проблематика романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование социальной проблематики в романе Драйзера «Американская трагедия».
Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1. Определить особенности романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» и место, которое он занимает в мировой ли-тературе.
2. Проанализировать содержание романа «Американская трагедия» и рассмотреть затронутые в романе острые социальные проблемы, а также на примере героев романа показать, что за фасадом показного буржуазного благополучия скрываются горе и отчаяние многих обездоленных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ США
НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ……………….…………………………………….5
1.1. США в начале ХХ века…………………………………………….5
1.2. Американская литература начала ХХ века…………………….....8
1.3. Замысел и история создания романа
«Американская трагедия» ……………………………………….10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
«АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»………………………………………….13
2.1. Индивидуум и общество в романе……………………………….13
2.2. Крушение американской мечты………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...24

Содержимое работы - 1 файл

КурсоваяРаботаНа Сайт.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Внешний повод, вызвавший такое смятение в мыслях Клайда, как будто и не очень значителен, но он ведёт за собой цепь событий, завершающихся гибелью Роберты и осуждением Клайда.

Драйзер не стремится превратить Клайда в законченного злодея, негодяя, убийцу и вместе с тем не оправдывает его. Он хочет показать истинных виновников смерти Роберты, показать степень морального падения Клайда, который впитывая индивидуалистический дух американского буржуазного общества, становится преступником, ещё не совершив преступления. Ведь Клад понимает, что если он избавится от Роберты, утопив её в озере, то превратится в убийцу. Он колеблется, размышляя о возможных последствиях своего поступка. В Клайде Грифитсе происходит внутренняя борьба, свидетельствующая о его душевном смятении. И Драйзер выносит приговор не столько Клайду, сколько тем, кто морально подготовил его к преступлению.

Из описания гибели Роберты нельзя сделать вывод, что юридически Клайд совершил убийство, или установить степень его вины. О том, насколько запутаны были события на озере, говорил известный американский юрист Кларенс Дарроу, заявивший, что вину Клайда определить невозможно.

Итак, в третьей, заключительной, книге идёт судебное разбирательство дела Клайда. Вновь проходят обстоятельства, при которых было совершено преступление. Вновь устанавливается виновность общества, но американское правосудие выносит приговор Клайду, вину которого трудно установить и доказать. То общество, которое толкнуло Клайда на преступление, посадило его на электрический стул.

Трагедия Клайда состоит не только в том, что он совершил преступление, но и в том, как его судят. Судьба Клайда была предрешена задолго до начала суда. Он стал игрушкой в предвыборной борьбе двух буржуазных партий. Продажность американского правосудия, его пристрастность, приверженность узкогрупповым интересам олицетворяют образы прокурора Мейсона, следователя Хейта, многочисленных адвокатов.

Через весь роман красной нитью проходит мысль о том, что тема денег, ставшая навязчивой и в наши дни, занимает в «Американской трагедии» главное место. И именно деньги определяют судьбы героев.

Среди романов Драйзера «Американская трагедия» выделяется глубиной и всесторонностью охвата явлений американской жизни. «Роман Драйзера широк и безбрежен, как Гудзон; необъятен, как сама жизнь», – писал советский кинорежиссер С. Эйзенштейн [23, с. 79].

«Американская трагедия» завершила очень важную главу в истории борьбы за реалистическое искусство в США, против ограничений, которых требовали буржуазная критика и издатели.

Роман стал знаменем критического реализма в американской литературе ХХ века. Он определила основную магистраль дальнейшего развития американской литературы. С появлением «Американской трагедии» связан расцвет критического реализма в США.

 

2.2. Крушение американской мечты

Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и вины Клайда. Разбирательству посвящена третья, последняя часть романа. Суд присяжных, признавший Клайда виновным, даже не задумался над тем, что именно сделало его убийцей (пусть в мыслях, но он им был). Судье перед выборами так был нужен громкий процесс, где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени и профессиональной чести. Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан и осужден, случайность смертного приговора Клайду – вот вопросы, отвечая на которые, Драйзер пишет социально-психологическую летопись типично американского преступления. Наиболее мрачные страницы романа посвящены описанию «Дома смерти», куда попадает Клайд в ожидании казни.

А вот С. М. Эйзенштейн, которому Драйзер предложил написать сценарий, сразу определил, что преступление, на которое идет Грифитс, есть «суммарный результат тех общественных отношений, воздействию которых он подвергается на каждом этапе его развертывающейся биографии и характера…» [23, с. 289]. Эйзенштейн, как великий художник, уловил в романе то, что открылось немногим, – «игру рока». Беззащитность человека перед его лицом рождает пафос сострадания, который роднит с Достоевским автора американского романа о преступлении и наказании. Если в античной трагедии рок представал как неведение, то в «Американской трагедии» он предстает в форме общественной системы.

Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. «В ряде крупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство («Америка – страна равных возможностей для всех»), наилучший в мире американский государственных строй» [5, с. 26].

Драйзер создает роман за романом, изображая «серые будни» американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране «безграничных возможностей». Так, роман «Сестра Керри» посвящен пути простой американской девушки к успеху, где подчеркивается случайность успеха героини, выкарабкавшейся со дна жизни фабричных работниц.

В «Трилогии желаний» («Финансист» (1912), «Титан» (1913), «Стоик» (1947) автор показывает судьбу всей нации, оказавшейся под пятой монополий в конце XIX века на примере карьеры главного героя Каупервуда.

Творческий путь Драйзера характеризуется в начале века нарастанием протеста против варварской жестокости капиталистического общества, выхода из которого он не видит.

Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся внешнем благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда, создание трестов и корпорация, появление новых автомобилей, но и «ад и чистилище» американской жизни.

Но завершающую полноту тема «американской мечты» – мифа об Америке как земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, – получила именно в романе «Американская трагедия». Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно выполнил официальную формулу успеха.

Путь от Американской мечты к Американской трагедии, исследованный Драйзером, – главное художественное открытие всего творчества писателя.

Документализм истории Клайда подтвержден десятком аналогичных случаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они и обеспечивают нравственную достоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственных устоев Америки, всех ее институтов – от семьи до суда.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роман «Американская трагедия» стал одной из вершин реализма Драйзера: глубокий психологизм романа тесно связан с социальным анализом, писатель показывает формирование духовного облика человека под влиянием окружающей среды.

«Американская тра­гедия» – наиболее последовательный натуралистический роман Драйзера. По сравнению с другими центральными персонажами драйзеровской прозы (Керри, Каупервуд, художник Юджин Витла в романе «Гений») Клайд Грифитс практически не романтизиро­ван. Своим построением «Американская трагедия» напоминает многочастный репортаж: роман строится на динамике накаплива­ния деталей и подробностей, которые свидетельствуют о неумолимо приближающейся катастрофе – убийстве Клайдом Роберты. В сво­ем желании вырваться из низов Грифитс отчасти напоминает других драйзеровских персонажей. В то же время ему не достает ни природной сообразительности «душки» Керри, ни философической иронии Каупервуда. В представлении Клайда, стоит ему решить «проблему» забеременевшей Роберты и, таким образом, связать свою судьбу с девушкой «из общества» (Сондрой), как все устроится. Реально же Клайд рисуется подобным кролику, постоянно от кого-то убегающему.

Как правило, анализируя роман, обращают внимание на соци­альные аспекты трагедии Клайда. И для этого имеются веские основания. По логике романа, достаточно простому американскому юноше принять на веру представление об успехе и сделать его подобием религиозного феномена, чтобы работа безжалостного социального механизма (суд, политическая система и т. д.) доделала «все остальное» – принесла невинную жертву на алтарь современного Молоха.

Однако, роман не исчерпывается социальной проблематикой, что становится очевидным при описании суда над Грифитсом и ожидания им смерти. В тюрьме Макмиллан вынуждает Клайда признать, что тот всегда был не самим собой, а «другим» – не познал себя и стыдился своей индивидуальности под влиянием строгого воспитания и химерической мечты о богатстве. «Личная ответственность Клайда, – отмечает Р.П. Уоррен, – была поглоще­на громадной машиной индустриального секуляризованного обще­ства и сведена к обману, к ничтожеству, к абстракции» [8, с. 344]. Иначе говоря, в «Американской трагедии» представление о детерминизме дается как на социальном, так и индивидуальном уровне. В симво­лическом смысле, трагедия Клайда – это убийство в себе индиви­дуального начала и пробуждение «страхов», персонифицированных в романе зловещими болотными птицами и мрачными лесами, окружающими озеро, где погибла Роберта. В ожидании казни Клайд так и не в состоянии ответить на вопрос, кто он, что возбуждает к этому «индивидууму без индивидуальности» определенное читатель­ское сочувствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Батурин С. С. Драйзер. – М. : Мол. Гвардия, 1975. – 435 с.

2.      Гиленсон Б. А. История литератур США: Учеб. пособие для студ. высш. учб. заведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.

3.      Гиленсон Б. А. Литература // История США. 1877-1918. М., 1985, т.2, с. 456-490.

4.      Гордеева Е. Ю. Американский характер и национальные традиции в произведениях Т. Драйзера // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. – М., 1999. - С. 321-333.

5.      Гумерова О. Ф. Проблема преступной личности в творческой и философской системе Теодора Драйзера // Актуальные пробл. совр. науки. – 2007. – № 5. – С. 25-27.

6.      Драйзер Т. Американская трагедия. Роман. Ч. 1 /Пер. с англ.  З. Вершининой и Н. Галь. – М.: Худож. лит., 1986. – 352 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит.)

7.      Драйзер Т. Американская трагедия. Роман. Ч. 2 / Пер. с англ.  З. Вершининой и Н. Галь. – М.: Худож. лит., 1986. – 367 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит.)

8.      Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 т. Т. 2 / [В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Д.А. Иванов и др.] ; под ред. В.М. Толмачева. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

9.      Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М., 1984. – М., – 838 с. 

10. Засурский Я. Н., Самарин Р.М. Теодор Драйзер в борьбе против американского империализма. – М. : Просвещение, 1971. –  112 с. 

11. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., МГУ. – 1977. – 318 с.

12. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер / Я.Н. Засурский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1964. – 319 с.

13. Засурский А.Н. Теодор Драйзер // История литературы США: В 8 томах / ИМЛИ им. М.Горького РАН. – М.: 2009. – Т. 5 – с.389 – 441.

14. Зверев А. М. Драйзер (до 1917 г.) // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983. –1994. Т. 8. – С. 530 – 533.

15. Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы амер. лит. XX века. М.: Худож. лит., 1985, –  335с.

16. Иванько С.С. Теодор Драйзер // Собрание сочинения в 12-ти т. Т. 1 (Библиотека «Огонек») М. –  Правда, 1973, с.342-344.

17. История американской литературы. – В 2 т. Т.1 – Под ред. Н.И. Самохвалова. – М. : Просвещение, 1971,

18. Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., Прогресс, 1979, т. III, с. 320.

19. Мендельсон М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. - М.: Художественная литература, 1971. – 102 с.

20. Нефедов В. П. История зарубежной критики и литературоведения. - М.: Высшая школа, 1988. – 557 с.

21. Парчевская Б.М. Теодор Драйзер : библиогр. указатель / Б.М. Парчевская. – М. : Книга, 1976. – 119 с.

22. Синклер Л. Кингсблад, потомок королей. Рассказы. Очерки. – Л. 1966, с.700-701.

23. Эйзенштейн С.М. Избр. произв. : в 6 т. – М., 1964 – 1971. – Т.2

 



Информация о работе Социальная проблематика романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»