Будующее одной иллюзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд),австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы- терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимотношением бессознательных и сознательных процессов.

В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия же в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса. Изучение естественных наук, несомненно, оказало очень важное влияние на его развитие. Знакомство с теорией эволюции органического мира Чарльза Роберта Дарвина (1809-82), который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, произвело

настоящий переворот в сознании Фрейда.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------2
Культура и культурные запреты------------------------------------3
Причины возникновения религий---------------------------------6
Критика религий----------------------------------------------------------7
Заключение-----------------------------------------------------------------9


Список источников-----------------------------------------------------10

Содержимое работы - 1 файл

Будущее одной иллюзии.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------2

Культура  и культурные запреты------------------------------------3

Причины возникновения религий---------------------------------6

Критика религий----------------------------------------------------------7

Заключение-----------------------------------------------------------------9

 

Список источников-----------------------------------------------------10

Введение

     Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд),австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы- терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимотношением бессознательных и сознательных процессов.

      В  гимназические  годы  мировоззрение  З.  Фрейда  формировалось   под влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма.  Он свято  верил  во  всемогущество  человеческого  разума  и  конечную   победу научного  мировоззрения.  Религия  же  в  его  представлении  была   главным источником  человеческих  заблуждений,  врагом  просвещения   и   прогресса. Изучение естественных наук, несомненно, оказало очень важное влияние на  его развитие. Знакомство с теорией эволюции органического мира  Чарльза  Роберта Дарвина (1809-82), который впервые поставил биологию  на  вполне  научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,  произвело

настоящий переворот в сознании Фрейда. 

     Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери —Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания

      Его   творческую эволюцию в области психоанализа можно условно разделить на три периода: 

      - ранний период (1895-1905) 

      - период 1-ой психоаналитической  системы (1905-20) 

      - период 2-ой психоаналитической  системы (1920-39) 

  Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма  психологической информации», собранной им  эмпирическим  путем,  постепенно  складывалась  в научную дисциплину  мировоззренческого  характера.  Ему  казалось,  что  его открытия приложимы к  различным  областям  общественной  жизни  –  культуре, религии,  искусству.  Такая  экспансия  психоаналитического  метода  уже  не обеспечивалась чисто научным  мышлением.  Фрейд  вступал  в  сферу  догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом. 

      Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает  человека  в  проявлении его  врожденных  биологических  инстинктов,  Фрейд обращается   к   истокам культуры,    к    возникновению    религиозных    верований.    Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на  мышление,  поведение,  деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим  вопросам  как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и культурных  начал в структуре личности, истоки нравственности и т.д. 

      Понятие «культура» содержит  целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения. Очевидно лишь, что  механизм  культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше  развивается  человечество,  тем основательнее его отрыв от органической основы жизни. Таким  образом,  Фрейд рассматривал  культуру  в  этом  узком  смысле  как  систему  ограничений  и запретов  («культурных  запретов»),  которые  вытесняют  известные  влечения человека в  сферу  бессознательного,  упорядочивают  отношения  людей  между собой, распределяет достигаемые материальные  блага.  Он  видел  параллелизм

онтогенетического и филогенетического развития и  в духовной  жизни  человека и предполагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее  архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры.

Культура  и культурные запреты

 

     В первой части книги автор проводит некий анализ кульуры, истоки ее возникновения. При этом этом понятия культура и цивилизация для Фрейда являются одним и тем же.  Он выводит нам две стороны – Человеческая культура - я имею в виду все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией,- обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны.

     С одной стороны, познания и навыки, позволяющие людям преодолевать разрушительные силы природы и создавать материальные блага для удовлетворения своих потребностей, и с другой стороны, правила и запреты, нужные для систематизации человеческих взаимоотношений, в особенности при распределении материальных благ. Обе эти стороны взаимосвязаны друг с другом поскольку во-первых, на взаимоотношения людей оказывает глубокое влияние мера удовлетворения влечений, дозволяемая наличными благами, во-вторых, поскольку отдельный человек сам может вступать в отношения с другим по поводу того или иного блага, когда другой использует его рабочую силу или делает его сексуальным объектом, а в-третьих, поскольку каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры, которая тем не менее должна оставаться делом всего человеческого коллектива.

     Человек ,по мнению Фрейда, по натуре своей существо, которое несет разрушительные и  антиобщественные тенденции. Наука, изобретения, все может быть использовано как за, так и против человека. Человек врожденно несклонен к труду, многие не способны сдерживать свои желания, руководствуясь доводами разума. Именно поэтому культура является средством принуждения, навязанное меньшинством большинству. В самом деле, если бы не культура, весь труд человеческий сводился бы к добыче ресурсов для собственного пропитания, а руководствуясь одними только желаниями люди бы истребили друг друга в конце концов.  Однако отказ от первичных позывов и принуждение к труду ведет за собой недовольство масс, страдающих от этого. Потому в культуре есть некие средства защиты- способы принуждения и примирения с существующими культурными ограничениями.  Такими средствами, по мнению Фрейда, могут выступить  образцовые индивиды , вожди личности с незаурядным пониманием жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями.

     Культурные  ограничения можно подразделить на два вида: те, которые затрагивают  всех и являются наиболее древнейшими. Они и создают основу для отрицательной реакции на культуру. Речь идет об импульсивных желаниях инцеста , каннибализма и кровожадности.  Однако отношение культуры к ним неоднозначно. лишь каннибализм представляется всеми отвергнутым и, для неаналитичного рассмотрения, вполне преодоленным; силу инцестных желаний мы еще можем почувствовать за соответствующим запретом; а убийство нашей культурой при определенных условиях до сих пор практикуется, даже предписывается. Такие запреты постепенно закладываются уже при рождении Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей. «Сверх Я»- одно из величайших изобретений культуры.  Люди с этими заложенными запретами из противников культуры делаются их носителями. Чем больше таких людей в том или ином регионе, тем выше культурная защищенность этого региона. Однако, как, показывает нам автор ,множества людей  повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит наказанием, и только до тех пор, пока угроза реальна. Огромное количество людей, которые не принимают убийства, инцест или каннибализм не отказывают себе во лжи, алчности, клевете или удовлетворении своих сексуальных желаний, если при этом они остаются безнаказанными.

     Другой  вид культурных ограничений распространяется только на определенные классы общества. Когда меньшая, привелигированная  часть людей пользуются благами  в большей мере, это вызывает острую неприязнь со стороны менее привелигированной части.  Если культура не в силах справиться с положением, когда удовлетворенность определенного числа ее представителей имеет своей предпосылкой угнетение других, возможно большинства, а это имеет место во всех современных культурах, то угнетенные понятным образом проникаются острой враждебностью к культуре, которую они поддерживают своим трудом, но к благам которой они причастны в слишком малой мере. Низшие классы при этом стремятся разрушить культурный порядок целиком. В истории яркий пример тому- революция и возникновение Советской России. Нечего и говорить, что культура, оставляющая столь большое число участников неудовлетворенными и толкающая их на бунт, не имеет перспектив на длительное существование и не заслуживает его.

     Помимо  запретов в культурном  психологическом  арсенале есть также система идеалов  и ценностей, творений искусства  и религий. Однако эта система  идеалов в том или ином народе ведет к некоторому размежеванию между ними Удовлетворение, которое идеал дарит участникам культуры, имеет тем самым нарциссическую природу, оно покоится на гордости от уже достигнутых успехов. Для своей полноты оно требует сравнения с другими культурами, ринувшимися к другим достижениям и сформировавшими другие идеалы. В силу таких различий каждая культура присваивает себе право презирать другие. Таким путем культурные идеалы становятся поводом к размежеванию и вражде между различными культурными регионами, что всего отчетливее наблюдается между нациями. Система идеалов в культурном регионе может также и способствовать угнетателям в нем. Они становятся идеалами . Пусть я жалкий, задавленный долгами и воинской повинностью плебей, но зато я римлянин, имею свою долю в общей задаче покорять другие народы и предписывать им законы.

 Искусство  дает некоторое удовлетворение  от терпимых запретов культуры, кроме того помогают идентифицировать  культурный круг, воспевая достижения  той или иной культуры и  ее идеалы.  

Причины возникновения религий

 

     Смысл религиозности состоит в том, чтобы компенсировать беспомощность  человечества перед силами природы, грозными и беспощадными. Появление  и развитие религий можно условно  разделить на несколько этапов.

     Первым  этапом является очеловечивание природы . С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но если в стихиях бушуют страсти, как в твоей собственной душе, если даже смерть не стихийна, а представляет собою насильственное деяние злой воли, если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх. Ты, может быть, еще беззащитен, но уже не беспомощно парализован, ты способен по крайней мере реагировать, а может быть, ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против сверхчеловеческих насильников, то есть сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить, отняв у них путем такого воздействия какую-то часть их могущества. Такая замена естествознания психологией не только дает мгновенное облегчение, она указывает и путь дальнейшего овладения ситуацией. Перед силами природы возникает не просто страх, а страх ребенка перед отцом. Повторяя опыт детства, люди и боятся «отца», и надеются на его покровительство и защиту.Ведь в такой же беспомощности человек когда-то уже находился маленьким ребенком перед лицом родительской пары, не без оснований внушавшей ребенку страх, особенно отец, на которого при всем том можно было, однако, рассчитывать, ища защиты от известных в том возрасте опасностей. Так что всего проще было приравнять друг к другу обе ситуации.

     На  следующем этапе силы природы лишаются человеческого лица. Происходит это с появлением знания о них. Однако ни людская беспомощность, ни тоска по отцовскому началу никуда не пропадают, и это является причиной сохранения богов. Боги выполняют три задачи: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе. 

     Постепенно  боги совсем отделяются от природы  и на следующем этапе их основной функцией становится мораль . Задача бога теперь состоит в том, чтобы компенсировать дефекты культуры и наносимый ею вред, вести счет страданиям, которые люди причиняют друг другу в совместной жизни, следить за исполнением предписаний культуры, которым люди так плохо подчиняются. Самим предписаниям культуры приписывается божественное происхождение, они поднимаются над человеческим обществом, распространяются на природу и историю мира. Человек теперь служит какой-то высшей цели, которая, правда, нелегко поддается разгадке, но, несомненно, подразумевает совершенствование человеческого существа.   Появляются предтавления о том, что мир разумен и добр, что жизнь не кончается после смерти и т..д.

Информация о работе Будующее одной иллюзии