Внутренняя политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Реформа государственного управления
Комитет 6 декабря 1826 г………………………………………………6
1.2Место и роль С.Е.И.В.К. ………………………………………………..8
I отделение Императорской канцелярии
Глава 2. Реформирование правовой системы.
2.1 II отделение С.Е.И.В.К. ………………………………………………..14
2.2 Кодификация законодательства……………………………………….16
Глава 3. Усиление контрольных функций государства.
3.1 III отделение С.Е.И.В.К. …....................................................................19
3.2 Политика в области образования и цензуры…………………………29
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы….………………………...37

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТист.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В начале своей деятельности Первое отделение насчитывало всего  несколько чиновников, и Николай I хвастался, что, «несмотря на сие, течение  дел столь быстро, что ежедневно кончаются все дела»4.

В сфере организации  государственной службы деятельность Собственной канцелярии с самого начала направлялась на решение трех главных задач:

1. Очищение состава  чиновников от тех, кто не  имел права на государственную  службу или чины данного класса;

2. Подготовка законоположений,  устанавливающих четкий правовой  порядок приема на государственную  службу и прохождения ее;

3. Разработка единой  системы форменной одежды для  гражданских чиновников. Считалось,  что такая одежда столь же необходима, как и в армии. Выделяя визуально агентов государственной власти из общей массы населения и, наоборот, указывая на корпоративную общность чиновников отдельных ведомств, такая одежда подчеркивала престиж государственной службы и оказывала большое нравственное влияние на ее обладателей.

По указанию Николая I Первое отделение в 1827 г. организовало проверки состава столичных чиновников, в особенности низших, на предмет  выяснения их прав на занятие должностей государственной службы. Сам император в 1828 г. неожиданно посетил Сенат, явно с контрольными целями. Собственной канцелярии он поручил разработать новую «Табель о рангах» — на этот раз о рангах (классах) всех должностей гражданской службы (в 1835 г. издается «Расписание должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно»). Тогда же по указанию императора готовится реформа форменной одежды гражданских чиновников (реализована законом от 27 февраля 1834 г.).

В 1836 г. на Первое отделение  возлагается «наблюдение за службой  всех гражданских чиновников».  Николай I заметил как-то, что в предоставленном ему списке чиновников значатся лица, привлекавшиеся к ответственности, причем умалчивается об их подсудности. Государю угодно было проверить, нет ли незаконно приобретенных имений, и в этом также обнаружились злоупотребления. Поэтому государь, убедившись в необходимости особенного наблюдения за всем гражданским служебным персоналом в Империи. С этой целью с  1846 года по 1857 в сферу ведения этого отделения было введено также заведывание делами государственной службы гражданского ведомства, для чего в его составе был образован инспекторский департамент гражданского ведомства.

В 1848 году Николай I констатировал, что «цель достигнута: порядок, отчетность заменили беспечность и злоупотребления разного рода». Танеев, глава I отделения с 1831 по 1865 года,  считал, что удалось достигнуть и некоторого «упрощения форм делопроизводства, на что требовалось прежде несколько месяцев... то совершается в несколько недель, и уже это одно ускорение производства есть для личного состава гражданских чинов истинное благодеяние»5.

В Инспекторском департаменте оказались все случаи, связанные  как с назначениями на должность, так и с производством в  чины. Перемены по службе чинов VI класса и выше оформлялись «высочайшими приказами». Позже Танеев докладывал Александру II: «Делопроизводство о награждении чинами, за выслугу определенных по закону сроков, составляет главное занятие по Инспекторскому департаменту, которому подлежит из удостаиваемых начальствами производства в чины ежегодно до 18 тыс. лиц рассмотреть права каждого»6.

В 1858 г. Инспекторский  департамент был упразднен, а  обязанности его переданы Департаменту герольдии Сената, но к I отделению  в 1859 году был присоединен «комитет призрения заслуженных гражданских чинов», образованный еще при Императоре Александре I, в 1822 году.

После ликвидации прочих отделений с 1882 г. Первое отделение  снова стало называться Собственной  канцелярией и занималось главным  образом вопросами службы высших чиновников; для руководства гражданской службой в составе канцелярии существовал Инспекторский отдел (1894-1917). С 1894 при канцелярии имелся комитет «О службе чинов гражданского ведомства и о наградах», с 1898 - Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предложений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства.

С 1882 года предметам ведомства  Собственной Его Императорского Величества канцелярии относятся довольно разнообразные вопросы такие, как  исполнение полученных от государя повелений  и поручений, изготовление, в известных случаях, Высочайших указов, рескриптов и прочее представление ему поступающих в канцелярию на Высочайшее Имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление по этим представлениям резолюций. В компетенцию канцелярии также входит: рассмотрение и представление на Высочайшее усмотрение ходатайств благотворительных и общеполезных учреждений, не состоящих в прямом ведении министерств или главных управлений; первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление, согласно указаниям представителя верховной власти, вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных, условий гражданской службы, а равно и вопросов относящихся до наградного дела и прочее.

В 1894 году к ведомству собственной Его Императорского Величества канцелярии были вновь отнесены дела по службе гражданской именно, по так называемой, инспекторской части. Все такого рода дела должны рассматриваться в «Комитете о службе чинов гражданского ведомства и о наградах», делопроизводство же по этой части возложено на инспекторский отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Таким образом, как назначение на должности, так и увольнение от должностей, должно быть санкционировано Высочайшим приказом. В виду, однако, возникших затруднений, в виде чрезмерно сложного делопроизводства, компетенция комитета и инспекторского отдела была в 1895 году вновь сокращена выделением из нее дел по службе чиновников высших классов. Канцелярия и её органы после свержения самодержавия были упразднены в апреле 1917.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Реформирование правовой системы.

2.1 II отделение С.Е.И.В.К.

 

Первая реорганизация  Собственной Его Императорского Величества канцелярии произошло 31 января 1826 года, когда этот орган был разделен на две части. Задачей Второго отделения Собственной канцелярии была кодификация законов Российской империи. В связи с его образованием Комиссия составления законов, существовавшая еще с конца XVIII века, была упразднена. Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы, издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой деятельности.7

Николай I справедливо  считал существование полных и удобных для пользования изданий законодательных актов условием правопорядка в стране. В апреле 1831 года в рескриптах на имя товарища министра юстиции Д. В. Дашкова и министра финансов Е. Ф. Канкрина император писал: «Полное собрание отечественных наших законов и достоверное их в общем составе издание, наконец, в течение последних четырех лет, по особенному моему повелению, приведено к совершению. Собрание сие объемлет сто семьдесят шесть минувших лет. Цель его, как прежде была, так и ныне есть: удовлетворить потребности времени настоящего и вместе с тем положить твердое основание будущему сей части устройству... Я приказал снабдить оным на счет казначейства Государственный совет, Комитет министров. Святейший Синод, все департаменты Правительствующего Сената и все губернские присутственные места». Далее предписывалось «надлежащее в каждом месте хранение их и употребление8.

Таким образом, составление Свода законов свидетельствует об осознанной необходимости руководствоваться твердыми правилами, а не личным усмотрением решающей власти и не указаниями на постановления разного времени, нередко противоречащие друг другу и допускавшие произвольные толкования.

Для подготовки Полного  собрания законов Российской империи, построенного по хронологическому принципу, были собраны все (в том числе и уже не действовавшие) законодательные акты, принятые с 1649 года по декабрь 1825 года. Их оказалось более тридцати тысяч. Они составили издание объемом в 45 томов. Все тома были отпечатаны в невероятно короткий срок – всего за один год, что стало возможным лишь благодаря созданию особой государственной типографии. Впоследствии было осуществлено печатание погодных томов (с отдельной их нумерацией) за 1825 – 1881 года (так называемое II собрание). Всего Полное собрание законов вместе с приложениями и указателями насчитывает 233 больших тома.

Для практической работы государственных и других учреждений более удобным был издававшийся одновременно с Полным собранием  Свод законов, содержавший только действовавшие  законодательные акты, расположенные по тематическим разделам – томам. Так, например, третий том содержал Свод уставов о службе гражданской. Издание было начато в 1832 году. Время от времени тома Свода законов переиздавались в дополнительном виде и с исключением актов, утративших силу.

В 1869 году при содействии II отделения было начато печатание  «Правительственного вестника», в  котором должны были помещаться все  исходившие от верховной власти акты, высочайшие приказы, правительственные  распоряжения и прочие документы, а  также «те заявления», которые ведомства «сочтут нужными со своей стороны».9

В 1882 году второе отделение  было упразднено; и деятельность по изданию законов вновь возложена  была на Государственный совет, при  котором для этой цели был образован  кодификационный отдел, упраздненный в свою очередь в 1894 году, с возложением его деятельности на государственную канцелярию.

 

2.2 Кодификация законодательства.

 

Со времени Соборного  Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч  манифестов, указов и других нормативных  актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.

Николай I хорошо понимал  нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную  почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.10

Николай I организовал  всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном  уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М.Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников.11

Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной  работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и  расположить их в хронологическом  порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы, повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.

Николай I согласился с  необходимостью первого и второго  этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации — разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.

Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.12

В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных  актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг. и так далее.

ПСЗ соединяло все  законы воедино, но пользоваться им. в  юридической практике было очень  трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес, прежде всего как уникальный исторический источник.

Для практических нужд правительственных  и судебных структур был подготовлен  «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.

19 января 1833 г. состоялось  заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу. За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался.13

Информация о работе Внутренняя политика Николая I