Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Книга Э. Фромма «Иметь или быть» является фундаментальным трудом, открывающим новые грани человеческого существования, затрагивающим такие проблемы как: человек, общество, государство, природа, демократия, активность, любовь, вера, религия, смерть, социальный характер и проч. Но книга ценна не только и не столько этим, она открывает на эти вещи новый взгляд у человека читающего, поскольку рассматриваются они с позиции довольно интересной концепции: он показывает насколько важно определить каждому индивиду, да и обществу в целом, какими принципами они руководствуются в жизни – их он выделил 2: принцип «обладания» и принцип «бытия».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...….….3
1. Краткая биографическая справка……………………………………………..5
2. Главная идея книги Э. Фромма «Иметь или быть»…….……………...…..…7
3. Наиболее интересные моменты книги, которые понравились……………...9
4. Заключение. Моя точка зрения на монографию…......…………………..…18

Содержимое работы - 1 файл

к.р. по психологии личности.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Здесь автор утверждает, и я с ним полностью согласна, что природные ресурсы и природа в целом, воспринимается мировым сообществом как объект добычи, как предмет, как вещь. Это подтверждает, что человек возомнил себя хозяином природы, безраздельно властвующим над ней.

3. Один из самых запомнившихся моментов книги – момент, где автор сравнивает философию бытия и обладания с описанием отношения к цветку в двух стихотворениях: Теннисона и Басе. Очень образно и понятно.

Стихотворение Теннисона:

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек,

и в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Трехстишие Басе звучит так:

Внимательно вглядись!

Цветы "пастушьей сумки"

Увидишь под плетнем!

4. Запомнился и нашел в моей душе отклик взгляд на любовь.

«Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем.

Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».

5. В книге автор часто ссылается на слова Майстера Экхарта, философа, которого также как и Фромма затрагивал вопрос о бытии и обладании. Вот как автор описывает бытие  с позиции Экхарта:

«…он называет бытие процессом "кипения", "рождения", который иногда "течет и течет сам по себе и помимо себя" Иногда он использует символ бега, чтобы подчеркнуть активный характер бытия:

"Бегом устремляйтесь к миру! Человек, который бежит, который пребывает в состоянии бега, устремлен к миру, - это святой человек. Он постоянно бежит и движется и ищет умиротворения в беге" определение активности: активный, жизнерадостный человек похож на "сосуд, который увеличивается по мере того, как он наполняется, и никогда не бывает полон" Вырваться из плена обладания - таково условие всякой подлинной активности. В этической системе Экхарта высшей добродетелью является состояние продуктивной внутренней активности, предпосылкой которой служит преодоление всех форм приверженности своему "я" и алчных устремлений».

Очень красиво и метафорично, а самое главное – не возможно не согласиться с довольно конкретными доводами. И мне кажется не случайным, что именно этими словами Фромм завершает первую часть книги.

6. «Для любого общества решающим является вопрос о том, какого рода единство и солидарность оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкономической структуры.

Все эти соображения, по-видимому, говорят о том, что людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция иметь - обладать - в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению; вторая тенденция - быть, а значит, отдавать, жертвовать собой - обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими. Учитывая, что эти два противоречивых стремления живут в каждом человеке, можно сделать вывод, что социальная структура, ее ценности и нормы определяют, какое из этих двух стремлений станет доминирующим. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Мы должны решить, какую из этих двух потенций мы хотим культивировать, понимая, однако, что наше решение в значительной мере предопределено социоэкономической структурой данного общества, побуждающей нас принять то или иное решение».

Невозможно не согласиться с тем, что стремление быть и обладать живут в каждом человеке, только выражены они каждый по-разному, в разной степени. И естественно, что социальная структура будет зависеть именно от того, какое из стремлений в обществе будет доминировать.

7. «При ориентации на бытие не один человек, а миллионы людей способны разделить радость от одного и того же объекта, ведь никому не нужно обладать им, никто не хочет иметь его для того, чтобы наслаждаться им. Это позволяет не только избежать борьбы, но и создает условия для одной из самых глубоких форм человеческого счастья - счастья разделенной радости. Ничто так не объединяет людей (не ограничивая при этом их индивидуальности), как общее восхищение человеком и общая любовь к нему, как общность идей, наслаждение одним и тем же музыкальным произведением, картиной, каким-либо символом, соблюдение одних и тех же ритуалов и общее горе».

Очень интересен взгляд автора на «разделенную радость». Никогда раньше не задумывалась о том, что от одного и того же объекта миллионы людей могут получать радость.

8. «Радость в сексуальной сфере возможна лишь тогда, когда физическая близость является в то же время и духовной близостью, то есть любовью».

9. «Есть только один способ, - как учат Будда, Иисус, стоики и Майстер Экхарт - действительно преодолеть страх смерти, - это не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к собственности. Страх смерти - это, в сущности, не совсем то, что нам кажется, это не страх, что жизнь прекратится. Как говорил Эпикур, смерть не имеет к нам никакого отношения, ибо "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".

Можно, конечно, бояться страданий и боли, которые, бывает, предшествуют смерти, но этот страх отличен от страха смерти. Хотя в таком случае страх смерти мог бы показаться иррациональным, дело обстоит иначе, если относиться к жизни как к собственности. И тогда этот страх перестает быть страхом смерти, это - страх потерять то, что я имею: свое тело, свое "я", свою собственность и свою идентичность; это - страх "потерять себя", столкнуться с бездной, имя которой - небытие.

Поскольку мы руководствуемся в жизни принципом обладания, мы должны бояться смерти. И никакое рациональное объяснение не в силах избавить нас от этого страха. Однако даже в смертный час он может быть ослаблен, если воскресить чувство привязанности к жизни, откликнуться на любовь окружающих ответным порывом любви. Исчезновение страха смерти начинается не с подготовки к смерти, а с постоянных усилий уменьшить начало обладания и увеличить начало бытия.

Как говорил Спиноза, мудрый думает о жизни, а не о смерти».

Автора интересует, как и многий других философов, отношение человека к смерти. Он рассуждает (и его рассуждения мне близки) о страхе смерти. Почему мы боимся умереть? Не потому ли, что боимся потерять накопленное? Мы относимся к жизни как к собственности, и естественно боимся терять ее.

10. «Если верна предпосылка, что от психологической и экономической катастрофы нас может спасти только коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, то встает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение человеческого характера, а если возможно, то каким образом оно может произойти?

Я полагаю, что характер человека может измениться при следующих условиях:

1. Мы страдаем и осознаем это.

2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.

3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий.

4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни.

Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим суть учения Будды и касающимся общих условий человеческого существования, а не каких-то конкретных случаев неблагополучия, являющихся следствием конкретных индивидуальных или социальных обстоятельств».

Автор здесь указывает на необходимость меняться современному человеку, и дает векторы, которым нужно следовать, чтобы встать на путь изменения. Он разработал целую концепцию изменения человека: как стать новым человеком, как поменять свою установку с установки на обладанию на установку на бытие. Он считает, что в структура характера нового человека должны входить такие качества:

«- Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

- Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

- Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему. - Ощущение себя на своем месте.

- Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатаций.

- Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво.

- Стремление умерить, насколько возможно, свою отличность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.

- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.

- Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

- Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

- Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.

- Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность.

- Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом безжизненности, смерти.

- Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

- Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным. - Все более глубокое и всестороннее самопознание.

- Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.

- Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой - развитие или разрушение, жизнь или смерть.

- Понимание того, что зло и разрушение - неизбежные следствия неправильного развития.

- Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления "достичь цели", поскольку известно, что подобные амбиции - всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.

- Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение. Моя точка зрения на монографию


 

Э. Фромм рассматривает как проявляются модусы бытия и обладания в различных проявлениях человеческой жизни: вера, любовь, религия, природа, память, активность, частная собственность, время и проч. И дает определенные рекомендации: как человек может изменить себя и жизнь вокруг себя, как превратиться из человека обладающего, только берущего от жизни, хапуги и невротика (мое личное мнение), в человека по-настоящему живущего, отказавшегося от своего крайнего эгоцентризма и себялюбия, готового активно познавать самого себя и окружающий мир – всю действительность, без обладания ею, проникать в саму сущность вещей. Интересна монография тем, что автор предлагает также концепцию изменения человека и общества: как должен измениться человек, чтобы общество стало бытийным, а не обладающим, порабощающим.

Книга также интересна тем, что написана понятным языком, с использованием хорошего стиля; очень образно, ибо когда читаешь в сознании сразу рисуются яркие и отчетливые образы, которые автор хочет донести до своего читателя; очень много сравнений, примеров, которые помогают лучше понять и уяснить суть книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 


Информация о работе Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть