Роль и место ядерного оружия в системе национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, информационных, экологических и т.п.). В общем случае она представляет собой процесс и результат комплексного противодействия совокупности угроз, направленной на обеспечение благоприятных условий для прогрессивного развития личности, социальной группы, общества и государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………2

1.АНАЛИЗ ВОЕННЫХ АСПЕКТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УГРОЗ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА…………..………………….……….3

1.Национальные интересы и национальная безопасность России…………………………3
2.Военные угрозы России в системе глобальных международных отношений…………...4
3.Типизация угроз национальной безопасности……………………………………………..5
4.Стратегическое сдерживание агрессии в системе обеспечения безопасности страны….9




2.РОЛЬ И МЕСТО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ…………………………………..………………………….………11
1.2.1 Сущность, содержание и принципы ядерного сдерживания……………….……….….…14

3.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ РВСН В ИНТЕРЕСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭСКАЛАЦИИ ВОЙН ………………………...……………………………………………………19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….23

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по безопасности с РВСН.DOC

— 210.50 Кб (Скачать файл)

      1.2.1 Сущность, содержание и принципы ядерного сдерживания

      Явление, которое с современных позиций  обозначается термином «сдерживание», имеет глубокие исторические корни. Ярким подтверждением этому служит «Трактат о 36 стратагемах», разработанный в Древнем Китае.

      Значительный  вклад в развитие стратагем внес китайский полководец и военный теоретик 6-5 веков до н.э. Сунь-Цзы, который рекомендовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем. В своем «Трактате о военном искусстве» он писал: «Лучшее из лучшего заключается в том, чтобы покорить войско противника без боя. Поэтому высшее искусство войны - это разрушить планы противника, затем расстроить его союзы, на следующем месте разгромить его войска.. Правило ведения войны требует не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на нашу готовность встретить его; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что мы сделаем невозможным его нападение на нас».

      Не  менее кратко и убедительно выражена суть современного понимания силового сдерживания в высказывании Карла  фон Клаузевица (1780-1831 гг.), который утверждал, что «нападение может быть предупреждено очевидным решительным возмездием за него, невероятностью успеха».

      Одним из авторов выработки подходов к  сдерживанию считается итальянский  генерал Джуано Дуэ (1869-1930 гг.), взгляды которого изложены в работе «Господство в воздухе».

      Однако  концепция сдерживания обрела содержание и форму только после Второй мировой  войны, с появлением ядерного оружия и средств его доставки.

      Ядерное оружие с момента его создания служило инструментом политики. Достаточно вспомнить, что первый испытательный взрыв атомной бомбы США был произведен вблизи Аламогордо, штат Нью-Мексико, 16 июля 1945 года, накануне начала работы (17 июля 1945 г.) Потсдамской (Берлинской) конференции, призванной заложить основы послевоенного устройства Европы. О том, что эти события тесно связаны между собой, свидетельствуют два момента: во-первых, сроки проведения конференции по инициативе Президента США Гарри Трумэна переносились дважды; во-вторых, признание руководителя работ по программе ядерного оружия США Р. Оппенгеймера: «На нас оказывалось немыслимое давление, чтобы испытать атомный боезаряд до того, как руководители трех стран соберутся в Потсдаме».

      Таким образом, первые испытания ядерного оружия стали актом устрашения сильного в военном отношении СССР и ограничения его высоких, по мнению Запада, требований по послевоенному устройству мира.

      Последовавшая за тем бомбардировка Хиросимы и  Нагасаки, военная необходимость  которой отсутствовала, стала продолжением выбранного США курса давления на СССР.

      Важнейшей отличительной чертой этого периода  являлась полная безнаказанность ядерной  агрессии для самих США и их союзников. Ядерная монополия США  послужила материальной основой и источником курса на установление англо-американского мирового лидерства, поворотным пунктом к которому послужила речь экс-премьера Великобритании Черчилля в Фултоне (март 1946 года).

      Именно  в этот период (в начале 1946 года) планы применения ядерного оружия получают теоретическое обоснование в виде концепции ядерного сдерживания, которая в последствии была положена в основу политики США в отношении СССР. На начальном этапе своего существования концепция ядерного сдерживания предусматривала сдерживание СССР от вероятной (с точки зрения Запада) его агрессии в Европе с использованием обычных средств поражения. Данная концепция нашла отражение в целом ряде документов, заложивших основу военно-политической стратегии США. Автор концепции советник американского посольства в Москве, в последствии видный дипломат и историк Дж. Кенан.

      Ядерное оружие США послужило инструментом достижения политических целей Запада при решении «Иранского вопроса» в марте 1946 года и во время, так называемого «Берлинского кризиса», в июне 1948 года.

      Примером  использования ракетно-ядерного оружия для достижения политических целей со стороны СССР служит размещение 42-х ракет средней дальности Р-12 из состава специально сформированной 51 ракетной дивизии на Кубе во время «Карибского кризиса» 1962 года (операция «Анадырь»).

      В США концепция сдерживания обозначалась в основном двумя терминами «удерживание в рамках» («containment») и «сдерживание» («dеtеггеnсе»). В отечественной литературе эти понятия переводятся и обозначаются одним словом – «сдерживание». Однако первая концепция предусматривала воспрещение расширения сфер влияния враждебной политической системы. Вторая - означала «удержание страхом». В политическом смысле она интерпретировалась достаточно широко. В конце 40-х и в 50-е годы она трактовалась как устрашение с позиций превосходства силы и предусматривала не только не делать сдерживаемым чего-то во вред сдерживающему, а делать именно то, что в интересах сдерживающего в данных условиях обстановки. Другими словами, речь шла об устрашении и диктате на основе предписания действий противной стороне в русле интересов сдерживающего.

      В последующие годы акценты в трактовке  понятия «сдерживание» несколько  изменились в сторону предотвращения действий, угрожающих интересам государства, «путем угрозы нанесения противной стороне ущерба». Однако все возрастающее стремление США к мировому лидерству и постоянное расширение зоны их жизненно важных интересов, рассуждения о возможности применения ядерного оружия в Ираке и Афганистане убедительно свидетельствуют о том, что сдерживание «по-американски» в последние годы все больше и больше возвращается к устрашению и диктату.

      В Советском Союзе понятие «сдерживание»  с самого начала его использования  в выступлениях политических и военных руководителей начала 80-х годов означало создание условий воздержания агрессора от военного нападения на СССР и его союзников.

      В настоящее время под стратегическим сдерживанием понимают комплекс согласованных политических, экономических, идеологических, научно-технических, военных и иных мер, проводимых последовательно или одновременно и направленных на стабилизацию военно-политической обстановки путем убеждения военно-политического руководства и общественности государства (коалиции государств) потенциального противника (агрессора) в бесперспективности достижения силовыми методами военных и политических целей. Его организация и осуществление рассматриваются Россией в современных условиях одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению своей безопасности от внешних военных угроз.

      Стратегическое  сдерживание осуществляется с целью не допустить любого вида агрессии (попыток силового давления) против Российской Федерации и ее союзников, а в случае развязывания агрессии - прекращения военных действий на возможно ранней стадии ведения войны на приемлемых для Российской Федерации условиях и недопущения их эскалации в военные действия более крупного масштаба путем создания угрозы противнику неотвратимости получения им неприемлемого ущерба.

      При решении задач стратегического  сдерживания органами государственного и военного управления предпринимаются меры и проводятся мероприятия как невоенного, так и военного (силового) характера, а также организуются и проводятся специальные действия.

      К мерам невоенного характера относятся: политические, дипломатические, правовые, экономические, идеологические и другие. Они проводятся постоянно федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в тесном взаимодействии с международными институтами и усиливаются на этапе зарождения конфликта. В этот период принимаются военно-политические решения по предотвращению конфликта, ведутся переговоры по дипломатическим каналам, проводятся мероприятия по укреплению межгосударственных связей, предпринимаются экономические меры, проводятся оперативные мероприятия по укреплению внутриполитической обстановки в стране, усилению государственной границы и охране особо важных объектов.

      К мерам военного (силового) характера  относятся: разведывательно-информационные действия; демонстрация военного присутствия  и военной силы; действия по обеспечению  безопасности экономической деятельности государства; миротворческие действия; действия по ПВО, охране и защите государственной границы в воздушном пространстве, на суше и на море.

      Меры  военного (силового) характера осуществляются стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации под общим руководством и непосредственным управлением Генерального штаба, как в мирное, так и в военное время.

      В зависимости от используемого оружия в военном (силовом) сдерживании  выделяют сдерживание с использованием обычных средств поражения (обычное сдерживание) и сдерживание с использованием ядерных средств поражения (ядерное сдерживание). Военное (силовое) сдерживание может осуществляться на глобальном и региональном уровнях. Ядерное сдерживание на глобальном уровне осуществляется стратегическими ядерными силами, на региональном - в основном нестратегическими ядерными силами.

      Реализация  военного (силового) сдерживания, как  и стратегического сдерживания, в целом, включает:

      процесс предотвращения военных угроз (поддержания состояния воздержания военно-политического руководства других государств и их коалиций от намерений разрешения противоречий военными средствами);

      процесс сдерживания развязывания агрессии (перерастания военной угрозы в войну);

      процесс сдерживания эскалации агрессии;

      процесс деэскалации агрессии.

      Направленность  и меры сдерживания, независимо от характера  и области их осуществления, всегда подчинены проводимой государством политике, так как само стратегическое сдерживание является функцией государства. При этом вклад военных мер сдерживания тем весомее, чем реальнее опасность возникновения или дальнейшей эскалации агрессии.

      В настоящее время и в обозримой  перспективе важнейшим инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации остается ядерное сдерживание.

      Ядерное сдерживание - важнейшая составная часть военного (силового) сдерживания потенциального противника от развязывания агрессии (эскалации военных действий) против Российской Федерации и ее союзников, оно основано на придании ядерным силам способности гарантированно нанести агрессору заданный ущерб и на поддержании ядерных сил и обеспечивающих их боевое применение сил (систем) в готовности к действиям в любых условиях обстановки. По специфике действий участвующих в его осуществлении сил и средств выделяют;

      1. Ядерное сдерживание агрессии с применением обычных средств поражения.

      2. Ядерное сдерживание агрессии с применением ядерного и других видов оружия массового поражения.

      Важнейшим условием успеха в достижении целей ядерного сдерживания является умелое использование принципов как военного (силового) сдерживания в целом, так и ядерного сдерживания, в частности.

      Ядерное сдерживание, как составная часть  военного (силового) сдерживания и  стратегического сдерживания в целом, проводится в соответствии с принципами их осуществления. Основополагающими принципами ядерного сдерживания являются:

      принцип решимости военно-политического  руководства осуществить действия по срыву агрессии или возмездию  за нее;

      принцип адекватности мер сдерживания;

      принцип реализуемости таких действий;

      принцип гибкости сдерживания;

      принцип централизации управления сдерживанием:

      принцип приоритета оборонных задач;

      принцип «эффективность – стоимости»;

      принцип безопасности.

      Принцип решимости военно-политического руководства осуществить действия по срыву агрессии или возмездию за нее особую значимость приобретает в сдерживании возникновения и эскалации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения, а также в сдерживании ядерной агрессии со стороны государств с ограниченными ядерными арсеналами способом недопущения победы. Интересы достижения необходимого восприятия объектом сдерживания указанной решимости требуют:

      в мирное время наличия открытой концепции  ядерного сдерживания, определяющей общие  вопросы использования ядерных  сил в интересах обеспечения  национальной безопасности и стратегической стабильности; понимания военно-политическим руководством субъекта арсенала мер, которые способны осуществлять подчиненные ему ядерные силы в интересах реализации ядерного сдерживания; отработки данных вопросов в ходе мероприятий оперативной подготовки органов управления и войск;

      в угрожаемый период и в ходе войны  с применением обычных средств поражения своевременного, адекватного реагирования изменением состояния и действиями ядерных сил на обострение военно-политической и военно-стратегической обстановки; комплексности мер военного (силового) сдерживания, политико-дипломатического, информационного и военного характера с обязательным их декларированием.

Информация о работе Роль и место ядерного оружия в системе национальной безопасности