Организация деятельности ОВД по предупреждению и пресечению наркомании и токсикомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

Международный незаконный оборот наркотиков в настоящее время является одной из острейших проблем глобального характера, вызывающих озабоченность всего мирового сообщества. Немедицинское потребление наркотических средств, ведущее к наркомании - это одно из самых серьезных социальных потрясений, угрожающих жизни и здоровью поколения людей, отвлекающих значительные материальные и людские ресурсы на преодоление его последствий.

Содержание работы

Введение.
Общая характеристика международного незаконного оборота наркотиков и основных транснациональных преступных организаций, занимающихся наркобизнесом.
Мероприятия государства по предупреждению и пресечению наркомании и токсикомании в Республике Казахстан.
Роль и задачи органов внутренних дел в борьбе с наркоманией и токсикоманией.
Организация и тактика выявления и предупреждения наркомании и токсикомании службами и подразделениями органов внутренних дел (полиции).
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Содержимое работы - 1 файл

ВКР наркомания, токсикомания.doc

— 530.75 Кб (Скачать файл)

    Революция в области средств коммуникации способствовало развитию системы сообщения на глобальном уровне, высветив различия между странами и подхлестнув стремления перенять формы потребления, существующие в экономически развитых странах. Сложился мировой рынок, на котором потребители получили “доступ к информации о товарах и услугах из любой страны мира”, а деловые круги получили возможности для организации сбыта в общемировых масштабах. И появление незаконного оборота наркотиков, являющегося мировым товаром, яркий пример мирового нелегального рынка. Хотя в различных регионах получили распространение свои виды наркотиков, в целом запрещенные наркотики превратились в подлинно глобальный товар. Вспомним о почти 600 миллиардном масштабе мировой торговли наркотиками превышающем масштабы мировой торговли нефтью. Хотя транснациональные преступные организации являются по существу “полностью независимыми структурами”, они все же идут на союз с другими членами наркомафии, террористическими группировками, а иногда даже с правительствами. Характер, цели, сферы деятельности и влияние этих союзов недостаточно изучены. Тем не менее они свидетельствуют о том, что теперь международная наркомафия использует более изощренные методы деятельности и принимает тщательно придуманные меры в целях расширения своих возможностей и максимального обеспечения своей независимости. Кроме того для наркомафии характерны очень хорошее деловое чутье, действенная система управления, основанная на щедром материальном стимулировании и суровых мерах наказания, эффективная развед- и контрразведывательная деятельность и большая гибкость.

    Рассмотрим основных членов мировой наркомафии:

    1. Колумбийские картели.

    Уникальными во многих отношениях являются колумбийские картели. В отличии от большинства других транснациональных преступных организаций, осуществляющих, как правило, самую разнообразную преступную  деятельность, картели занимаются исключительно наркобизнесом. На практике картели - что особенно характерно для калийского картеля, который сегодня занимает господствующее положение в сфере кокаинового наркобизнеса - создали более высоко организованную корпоративную и преступную среду, чем любая другая группировка. Организованный ими бизнес основывается на таких эффективных принципах управления, как специализация и разделение труда.

    В 80-х годах Карлос Ледер и другие члены медельинского картеля положили начало использованию промышленного способа перевозки наркотиков в сфере наркобизнеса, увеличив объем наркотиков, перевозимых в США по воздуху. Калийский картель пошел дальше и стал применять в своей деятельности наиболее эффективные методы управления коммерческими предприятиями и процедуры строгого бухгалтерского учета. Хотя медельинский картель по-прежнему занимает активные позиции в сфере незаконного оборота наркотиков и, согласно некоторым утверждениям, члены семейства Очоа по-прежнему управляют наркобизнесом из тюрьмы, организованное правительством убийство Пабло Эскобара ознаменовало и ускорило переход влияния от медельинского картеля к калийскому.

    Отказавшись от тактики противостояния правительству и силам охраны правопорядка, калийский картель взял на вооружение стратегию мирового вживания в общество. Главари картеля выступают в роли законных предпринимателей и вкладывают все больше средств в легальный бизнес. Кроме того, выборы этих лиц в состав местных силовых структур, а также покровительство, которым они располагают на местах, служат для них мощным прикрытием в Кали. Тщательно избегая прямого столкновения с государством, калийский картель пытался также в прошлом установить modus vivendi с правительством, которое готово было проявлять терпимость в отношении незаконного оборота наркотиков, но решительно боролось с насилием, связанным с наркобизнесом.

    В своей деятельности в Колумбии и США картель использует узкоспециализированную ячеистую структуру с разделениями между ячейками таких функций, как материально-техническое обеспечение, сбыт и так далее, а также сбор лишь той информации, которая действительно необходима картелю. Такой модульный подход позволяет ограничить ущерб, который может быть нанесен картелю правоохранительными органами; даже в случае внедрения своих сотрудников в одну из таких групп и ее ликвидации возможности правоохранительных органов развить достигнутый успех и продолжить внедрение своих сотрудников в картель остаются ограниченными. Хотя такие меры защиты не увязываются с законным предпринимательством, во всех остальных отношениях калийский картель действует аналогично любой другой транснациональной корпорации. Например, в последние годы он стремился расширить свои рынки сбыта, уделяя особое внимание Западной Европе и новым рынкам в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, а также диверсифицировать свою продукцию путем производства колумбийского героина, более компактного, требующего меньших расходов при перевозке и приносящего более высокую прибыль, чем кокаин. Кроме того, хотя калийский картель по-прежнему пользуется авиационным транспортом для перевозки наркотиков в США, он все чаще прибегает к использованию для этих целей коммерческих грузов.

    В то же время применяет все более изощренные методы сокрытия наркотиков. Тот факт, что преступникам удается укрывать кокаиновое основание или сам кокаин в картоне, стекле, пластмассах и стекловолокне, свидетельствует об изобретательности и изощренности методов противостояния правоохранительным органам и мерам пресечения торговли наркотиками.

Было установлено, что в появлении корпоративной штаб-квартиры и центра по переработке кокаина в Колумбии решающую роль сыграли два фактора: во-первых, оспаривание легитимности правительства “наркодельцами” и последующее ослабление государства и, во-вторых, географические особенности, в силу которых многие регионы страны сохранили такую высокую степень автономности от центрального правительства, что “воротилы” наркобизнеса могли спокойно управлять этими районами. Исходя из этого можно утверждать, что неспособность международного сообщества реально оценить масштабы угрозы организованной преступности привела к такой ситуации, когда подлинными хозяевами страны стали руководители наркобизнеса.

    По данным Интерпола, 62,8% кокаина, конфискованного в Европе в 90-х годах имело колумбийское происхождение. В 80-х годах от 70 до 80% очищенного кокаина, поступавшего на рынки США и Канады, было колумбийского производства. Контролируют производство кокаина в Колумбии и его экспорт в основном две крупнейших наркокартеля: Медельинский и Кали. Эксперты оценивают мощности подпольных лабораторий колумбийского наркобизнеса по производству современных наркотиков в 350 тонн в год.

    Структура картеля наркобизнеса в Кали наиболее близка по своему характеру к формальной структуре корпорации, основанной на строгой иерархии, деловой специализации и планировании будущей деятельности. Это достаточно крупная организация - хотя в ней используется множество вспомогательных, но не связанных друг с другом группировок,- которая проводит широкомасштабные международные операции.

    На уровне оптовой и розничной торговли картель состоит из мелких групп, которые осуществляют деятельность на местах, ведут строгий финансовый учет и возвращают средства, полученные от торговли наркотиками, своим руководителям. В структуру этой организации входят нигерийские преступные группы, члены которых используются в качестве  наркокурьеров, но нигерийские преступные организации мы рассмотрим отдельно.    

    В процессе обеспечения безопасности своей деятельности наркокартели не ограничиваются тщательной разработкой маршрутов, методов контрабанды и сбыта наркотиков. Например, южноамериканские кокаиновые картели имеют собственные службы безопасности, которые не только стремятся предотвратить агентурное проникновение правоохранительных органов, но и проводят тщательный анализ причин провалов, сопровождавшихся конфискацией наркотиков и арестами котрабандистов. Специальные “эскадроны смерти” уничтожают лиц, заподозренных в сотрудничестве со спецслужбами и полицией. Часть средств, получаемых от торговли наркотиками, наркокардели направляют на приобретение новейшей техники, в частности аппаратуры связи: шифровальных устройств, радио с использованием скоростного изменения частоты (СИЧ), приемников для выявления радаров и тому подобное. По оценки специалистов, наркобизнес ежегодно тратит до 125 миллионов долларов на закупку такой “техники сигнальной разведки”.

    Наркодельцы содержат охрану, вооруженную автоматами, пулеметами, гранатометами, взрывными устройствами, ПТУРСами. По некоторым данным, наркокартели пытаются закупить ракеты класса “земля-воздух”.

    2.Итальянская мафия.

    Среди рассматриваемых транснациональных преступных организаций эксперты ООН выделяют сицилийскую и итальянскую мафии как обладающие одной из самых сложных тайных структур. Мафии давались разные определения, как-то: “разновидность преступного сообщества; историческая реальность; совокупность культурных традиций, используемых в своих интересах; или силовая структура, которая взаимодействует с правовой системой в самых разнообразных формах”.

    Применительно к Италии под этим словом обычно понимается сицилийская мафия или “Коза ностра”, неаполитанская “каморра”, состоящая преимущественно из местных преступных организаций, калабрийская “ндрангета”, которая состоит из семейных кланов и занимается контрабандой табака, наркотиков и похищением людей, а также “Сакра корона унита” из Апулии, созданная “Коза нострой” для использования морского побережья этого региона в целях незаконного оборота наркотиков. Однако наиболее заметный из них, безусловно, является “Коза ностра”. В основе деятельности “Коза ностры”, как и других итальянских преступных группировок, лежат закон молчания и тесные связи, которые имеют отчасти функциональный характер, отчасти семейно-личный и основаны на страхе. Сохраняя многие из своих традиций, сицилийская мафия является вместе с тем динамичной и хорошо приспосабливающейся к новым условиям структурой. Распространив свою власть на простых граждан в тот период, когда государство было достаточно слабым, сицилийская мафия успешно переместилась из сельских районов в сферу промышленного производства и бизнеса и вышло с местного и национального уровня деятельности на транснациональной. Хотя ее деятельность по-прежнему носит преимущественно региональный характер, а ее оплотом по-прежнему является Южная Италия, где она стремится свести к нулю конкуренцию в сфере законного предпринимательства с помощью противозаконных действий, “Коза ностра” приобретает все более отчетливые формы транснациональной корпорации. Этому способствовало расширение миграционных потоков. Миграция сицилийцев в США способствовало образованию сицилийской сферы влияния на американском рынке сбыта героина. То же самое происходит в Германии, где недавно было установлено, что “группы сицилийских мигрантов, поддерживающих тесную связь со своими родными семьями, занимаются инвестиционной деятельностью и готовят группы исполнителей преступных операций в Сицилии”.

    Надо сказать, что сицилийская мафия потерпело ряд неудач. И этого нельзя отрицать. Так, ей не удалось установить свою монополию на рынке наркобизнеса, хотя она пыталась получить исключительное право на ввоз наркотиков в Италию и, по возможности, в Европу в целом. Кроме того, организованные мафией в 1983 - 1993 годах покушения на представителей судебных и полицейских органов Италии, которые расследовали дела международных наркосиндикатов, в конечном итоге привели к обратным результатам. Все острее звучит критика, когда становятся известны случаи сращивания мафии со структурами политической власти и вступление представителей некоторых сфер государственного управления в тайный сговор с ней. Хотя в последние годы ей был нанесен определенный урон благодаря самоотверженности и эффективной деятельности нового поколения судей и обвинителей, всплеску национального самосознания и соответствующих изменений в политической обстановке в Италии, сицилицская мафия по-прежнему является одной из серьезных группировок преступного мира. Хотя она и не является “мировым спрутом”, как ее иногда называют, сицилийская мафия, устанавливающая все более широкие связи с другими преступными организациями и являющаяся для них авторитетным партнером, по-прежнему серьезно угрожает системе правопорядка.

3. Китайские “триады”.

    Хотя некоторые китайские “триады” осуществляют свои операции на материковой части Китая, они базируются преимущественно на территории Гонконга, который является местом базирования организаций “Сунь Е Он”, “14К” и “Группа Во”, в то время как организация “Юнайтед бамбу” базируется в китайской провинции Тайвань. Согласно некоторым оценкам, в Гонконге насчитывается около 160000 членов “триад”, относящихся к 50 различным организациям. Юристы - практики и аналитики до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно степени организованности “триад”. Пожалуй, правильнее всего было бы сказать, что они похожи на ассоциации выпускников колледжей. Членство в “триаде” означает выражение определенной степени доверия, и ее члены образуют единый рабочий коллектив, призванный оказывать помощь другим членам, пусть даже незнакомым. Поэтому, хотя “триады” и имеют определенную формальную структуру, которая включает “голову дракона” и штат таких “специалистов”, как инфорсеры и управляющие, значительная часть их преступной деятельности, как правило, осуществляется теми членами, которые привлекаются для каждого отдельного случая в рамках гибкой сетевой системы, которая может меняться в зависимости от той или иной проводимой преступной операции.

    “Триады” занимаются многими видами преступной деятельности, включая не только незаконный оборот наркотиков, но и вымогательство, проституцию и азартные игры. Они располагают также широкой зарубежной сетью, что позволяет им без труда заниматься транснациональной преступной деятельностью. На практике некоторые исследователи приходят к выводу, что сообщество “Триад” поддерживает очень тесные связи как с “тонгами”, или тайными сообществами, так и с молодежными бандформированиями, которые существуют во многих китайских общинах в Северной Америке. Поэтому неудивительно, что “триады” являются крупнейшими поставщиками героина из Юго-Восточной Азии в США.

    “Триады” проявляют также высокую активность в Западной Европе, особенно в Амстердаме и Лондоне; согласно докладу, полученному в первой половине 1994 года, китайские “триады” занимаются самой разнообразной деятельностью в Испании, а появление большого числа лиц китайской национальности в Галисии указывают на контрабанду “нелегалов” китайского происхождения. Как и в других странах, преступники часто используют этих “нелегалов” в качестве рабов, принуждают их заниматься перевозкой наркотиков или проституцией или толкают на другие преступления. Предполагаются, что эта деятельность осуществляется под контролем главным образом организации “Сунь Е Он”. Незаконный оборот героина в основном находится под контролем организации “14К”, причем объем продаж “китайских белил” (разновидность героина) заметно возрос после того, как правоохранительные органы обрушили всю свою мощь на турецкие организации наркобизнеса.

Информация о работе Организация деятельности ОВД по предупреждению и пресечению наркомании и токсикомании