Московская и Петербургская архитектурные школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: систематическое изучение развития «высокого классицизма» как одного из основных направлений в русской архитектуре XIX в.
Задачи исследования:
- установить основные особенности произведений русской архитектуры «высокого классицизма» XIX века;
- выявить типичные для «высокого классицизма» образно-композиционные средства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 5
1.1. Особенности московского «высокого классицизма» 5
1.2. Архитектурная деятельность О.И. Бове и
Д.М. Жилярди 7
ГЛАВА 2. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА 13
2.1. Архитектурная деятельность А.Н. Воронихина 13
2.2. Работы А.Д. Захарова и Т. де Томона 17
2.3. Работы В.П. Стасова и К.И. Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Содержимое работы - 1 файл

Школы архитектуры- Московская и Петербургская.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     Александринский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож, с амфитеатром и просторным партером (вместимость – свыше тысячи человек). Отделка зрительного зала с резным орнаментом, позолотой, росписью, цветной обивкой дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А.К. Виги), позднее замененным.

     К.И. Росси в содружестве с инженером  М.Е. Кларком впервые в истории  строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций. Кровля покоится на 27 железных с чугунными  деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10, 76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К.И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции. Здание Александринского театра является одним из лучших по красоте интерьеров и величественности внешнего облика.

     Другой  важнейшей в описываемом ансамбле частью является новое здание Публичной библиотеки. Его фасад украшает большая по протяженности, но неглубокая лоджия с колоннами ионического ордера, поставленными почти вплотную к стене. Статуи между колоннами как бы застыли в величаво-спокойных позах. Скульптура была выбрана соответственно назначению здания – одного из крупнейших хранилищ печатных произведений. Аттик увенчан фигурой Афины – богини мудрости, а статуи между колоннами изображают античных мудрецов и писателей: Демосфена, Евклида, Гомера и д. Они исполнены скульпторами, постоянно работавшими с К.И. Росси. В композиции фасадов находящихся на противоположной стороне площади павильонов у сада Аничкова дворца тоже включены статуи – торжественные образы русских воинов (скульптор С.С. Пименов).

     Указом  от 16 марта 1819 г. К.И. Росси было предписано приступить к перестройке и приспособлению для нужд Главного штаба зданий, находящихся напротив Зимнего дворца. Осуществляя эти задачи, он задумал и создал грандиозную композицию из двух огромных зданий, предназначавшихся для Главного штаба и министерств. К.И. Росси объединил оба расположенных по дуге здания величественной триумфальной аркой, которая не только торжественно оформила въезд на площадь с Большой Морской улицы, идущей от Невского проспекта, но и замкнула дугообразный контур площади, ориентированной на Зимний дворец.

     Сложность новой застройки состояла в архитектурной  увязке новых зданий с уже существующими, имевшими важное значение в градостроительной ситуации прилегающего района и выдающимися по архитектуре. Особая трудность заключалась еще и в том, что два главных здания площади – Зимний дворец и Адмиралтейство – по архитектуре относились к совершенно разным стилям.

     К.И. Росси сознавал, что при формировании архитектурного ансамбля вовсе не обязательная, хотя и вероятна стилистическая однородность всех построек. Ряд закономерностей  обуславливает ансамблевую целостность  застройки: единство масштабности, модульности и ритма, общность горизонтальных членений, композиционная увязка строений и возможное стилевое единство. Убежденный сторонник высокого классицизма, К.И. Росси принял в качестве стилистического образца здание Адмиралтейства, это бессмертное творение А.Д. Захарова. Мысль о триумфальной арке, соединяющей два здания, была чрезвычайно удачной и явилась достойным откликом на недавнюю историческую победу русского народа в Отечественной войне 1812 г. Протяженные здания Главного штаба и двух министерств (финансов и иностранных дел), формирующие дугообразную застройку площади, соединены системой арок, из которых две под углом друг к другу как бы переброшены над Большой Морской улицей, замыкая ее перспективу со стороны Невского проспекта и оформляя ее поворот на главную композиционную ось площади. Третья арка, увенчанная колесницей Славы, образует триумфальный выход на площадь. Такое решение приобрело главенствующее значение в ансамбле Дворцовой площади.

     В содружестве с известными скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским К.И. Росси создал уникальное по величественности и красоте архитектурное произведение, украшенное многочисленными барельефами и статуями. Тонкие по прорисовке скульптурные композиции из арматур, летящие фигуры Слав, колесница Славы с упряжкой из шести лошадей относятся к лучшим образцам русской монументальной скульптуры, выступающей в единстве с архитектурой.

     Коринфские  колонны на высоком цоколе – по две с каждой стороны смело  очерченной арки – придают композиции центральной части здания четкость и стройность. Трехчетвертные колонны по сторонам образуют переход от рельефно-выразительного центра к спокойным и строгим дугообразным фасадам. Идейно-мемориальное значение ансамбля дворцовой площади усилилось после того, как в 1829 – 1834 гг. в композиционном центре площади была возведена Александровская триумфальная колонна в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

     Создание  другого, не менее важного в градостроительной  структуре Петербурга ансамбля Сенатской площади началось с конкурса на разработку проекта зданий Сената и Синода на месте прежней застройки. Из всех проектов, представленных наиболее выдающимися петербургскими архитекторами, лучшим был признан проект К.И. Росси.  Постоянное и бесцеремонное вмешательство в детали постройки и архитектуры Николая I пагубно сказалось на фасадах здания, особенно его центральной части – торжественной арки, переброшенной над Галерной улицей, которая перегружена аллегорической скульптурой, что явилось симптомом начала упадка классицизма.

     Спроектированные  в формах, напоминающих Адмиралтейство, здания Сената и Синода гораздо более пышны и торжественны, чем западный фасад Адмиралтейства. Однако главные акценты на их протяженных фасадах удачно сочетаются с тремя ризалитами противостоящего адмиралтейского фасада. К.И. Росси возвел великолепную колоннаду на повороте главного фасада здания Синода к набережной Невы.

     Сооружение  зданий Сената и Синода длилось пять лет (1829 – 1834 гг.). В создании их скульптурного  убранства участвовали В.И. Демут-Малиновский, С.С. и Н.С. Пименовы, П.В. Свинцов, П.П. Соколов, Н.А. Устинов, Т.А. Токарев. Благодаря постройке этих правительственных зданий Сенатская площадь и замечательный памятник Петру I («Медный всадник») оказались в обрамлении торжественно-величавых фасадов в стиле высокого классицизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Изучив  и проанализировав теоретический материал по выбранной теме, можно сделать следующие выводы:

      1. Московские и петербургские зодчие периода высокого классицизма отличались творческим многообразием; они выступали как авторы значительных произведений в сотрудничестве с мастерами монументального искусства; в их совместных творениях находили воплощение господствовавшие тогда общественные идеи, прежде всего патриотизма и гордости за свой народ.

      2. Московские и петербургские зодчие формировали градостроительную ткань городов как систему архитектурных ансамблей.

      3. Зодчие Москвы и Петербурга являлись также блестящими мастерами парадных интерьеров.

      4. Новые технические достижения строительного дела в начале XIX в. способствовали использованию в архитектуре чугуна и ковкого железа в качестве не только декоративных, но и конструкционных материалов. Все шире становилось сотрудничество зодчих и инженеров.

      5. Наиболее существенный вклад в архитектуру XIX века внесли такие архитекторы как А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Т. де Томон, К.И. Росси, О.И. Бове, В.П. Стасов, Д.И. Жилярди.

      6. Если в связи с военной ситуацией  ситуацией начала XIX в. архитектура в провинции испытала некоторый спад, то после разгрома врага начался всевозрастающий подъем, вызванный необходимостью восстановления разрушенных врагом усадеб, городов, а также дальнейшего их развития.

      7. В Москве активно велась массовая  обывательская застройка. 
 
 

      

             Список литературы 
         

      1. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М., 2001. С. 167.

      2. Власюк А.И. Архитектура России // Всеобщая история архитектуры. - М., 1972. С. 39.

      3. Габричевский А.Г. Античность и античное // Античность в культуре и искусстве последующих веков. - М., 1984. С. 12.

      4. Грабарь И.Э. История русского искусства. – М., 2000. Т. 3. С. 203.

      5. Гуревич А.М. О типологических особенностях русского романтизма // К истории русского романтизма. - М., 1973. С. 511.

      6. История архитектуры в избранных отрывках. - М., 1995. С. 366.

      7. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – М., 2005. С. 117.

      8. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. – М., 2003. С. 365.

      9. Красовский А.К. Гражданская архитектура. - СПб., 2001. С. 21.

      10. Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за сто лет. - М., 1993. С. 51.

      11. Полевой В.М. Античность и неоклассика в искусстве XX века // Проблемы античной культуры. - М., 1994. С. 81.

      12. Саваренская Т.Ф. Западно-европейское градостроительство ХVII-XIX веков. - М., 2007. С. 24.

      13. Турчин В.С. История романтизма в России. - М., 1981.

      14. Xазанова В., Швидковский О. Русская и советская архитектура.  1900-1930. – Самара, 1981. С. 88. 
 
 

Информация о работе Московская и Петербургская архитектурные школы