Социально- правовая обусловленность уголовной ответственности за бандитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:34, реферат

Краткое описание

Первостепенной задачей любого цивилизованного государства является охрана жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, обеспечение общественного спокойствия и нормальной деятельности государственных и общественных институтов. По состоянию общественной безопасности, выступающей важнейшим социальным благом, можно судить об уровне развития государства в целом. Одним из опаснейших посягательств на общественную безопасность является бандитизм.

Содержимое работы - 1 файл

Глава 1 Социально.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Социально- правовая обусловленность  уголовной                                  ответственности за бандитизм. 

      Первостепенной  задачей любого цивилизованного  государства является охрана жизни  и здоровья граждан, имущественных  интересов физических и юридических лиц, обеспечение общественного спокойствия и нормальной деятельности государственных и общественных институтов. По состоянию общественной безопасности, выступающей важнейшим социальным благом, можно судить об уровне развития государства в целом. Одним из опаснейших посягательств на общественную безопасность является бандитизм. Его повышенная общественная опасность заключается в том, что указанное преступление представляет собой наиболее опасное проявление организованной преступности. Не случайно в постановлении № 1 от 17 января 1997 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что данное преступление представляет реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, коммерческих или иных организаций.

      Этимология  и семантика слов «банда», «бандит» исходят из итальянского, французского и немецкого языков. По словарю  В. Даля «банда» – это толпа, шайка, ватага, артель, скоп, соглас, братство или союз в дурном значении; «бандит» – вор, дерзкий мошенник, грабитель, разбойник, подорожник, подорожная вольница. Таким образом, понятия «бандитизм», «банда», «бандит» в сущности являются не классически правовыми, а социально-политическими. Не случайно в специальной литературе банда определяется как «шайка преступников, контрреволюционеров, диверсантов, убийц»1, а бандитизм – как преступление против порядка управления.

      Понятие «бандитизм» в широком смысле соотносится с «разбоем», который  упоминался впервые в законодательстве Древней Руси. Так, в ст.ст. 41, 42, 43 " Русской Правды" (Пространная редакция -начало XI века) говорится о распределении материального взыскания с каждого из воров, "если же крало вместе несколько воров" (".-..ежели воров было много"). О разбое говорится и в Уставной книге учрежденного в XVI веке Разбойного приказа, которая содержала материалы производства и законодательных актов по разбойным делам.

      Статьи  Уставной книги Разбойного приказа  получили развитие в Соборном Уложении 1649 года (ст. 1–6 гл. XXI) понятие соучастия было более конкретизировано, вводится понятие "скопа" (например, ст.198 Соборного Уложения). Позднейшее дореволюционное законодательство России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложение 1903 года) не содержало понятий "банды", "группы". Для обозначения групповых преступлений употреблялись такие понятия, как "шайка", "злонамеренная шайка", "сообщество" - ст.82 Уложения устанавливала ответственность за участие "в шайке, составившейся для учинения нескольких тяжких преступлений".

      В военные и голодные годы количество и дерзость разбоев возрастали, особенно в 17-18 веках. В этот период большую  часть России охватили крестьянские восстания, в результате которых  многие беглые крестьяне объединялись в крупные, хорошо вооруженные разбойничьи отряды и шайки. Их пополняли представители городских низов, а иногда и богатых и средних сословий. Нападениям разбойничьих отрядов и шаек подвергались населенные пункты, жертвой становилось мирное население.

      Постановление о шайке в российском уголовном законодательстве появилось в Особенной части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, в постановлениях о наказуемости составления шайки и об учинении некоторых преступных деяний шайкой как обстоятельстве, усиливающем ответственность. В ст. 923, 924 Уложения (1885) о шайке говорилось как о сообществе, составившемся для совершения ряда преступлений, а в ст. 1633, 1639, 1645 упоминалось о шайках, составившихся для конкретного преступления или определенного его рода.

      Законодатель XIX – начала XX веков оперировал понятием «шайка», не раскрывая при этом его содержание. Теоретики, в частности А.С. Жиряев, Н.С. Таганцев, выделяли такие признаки шайки того времени, как: а) постоянный характер сообщества; б) стремление его членов заниматься преступной деятельностью как ремеслом; в) неопределенность преступлений, которые намеревались совершить члены шайки. Совершение преступлений шайкой рассматривалось как отягчающее ответственность обстоятельство, так как, по мнению Н. Сергеевского, постоянное стремление шаек преступников к преступлениям составляло неизменную цель их преступных деяний, однородных или разнородных. Русские юристы отмечали организованность, дисциплинированность шаек, построение их на принципе безусловного подчинения руководителям, что давало им наибольшую возможность скрыть следы учиненного и скрыться от преследования.

      После Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 года, вызвавших политические потрясения, в стране наступил период беззакония, Российское общество, отвергнувшее свои прежние нормы и еще не обретшее новые, захлестнула волна преступности. Ее невиданный размах обусловил Указ Временного правительства от 18 марта 1917 года о всеобщей амнистии, по которому было освобождено около 15 тыс. опасных уголовных преступников (в том числе бандитов, убийц, грабителей). В результате число особо тяжких преступлений возросло многократно. Если, например, в марте-августе 1916 г. в Москве было совершено 3618 преступлений, то за аналогичный период 1917 г. – 20628. По данным П. Сорокина, если принять за 100 единиц количество вооруженных грабежей и покушений на убийство в Москве в 1914 г., то в 1918–1919 годах они составили соответственно 28500 и 1060. В первые годы советской власти такие группы стали именовать бандами. Сохранилось и наименование «шайка», но постепенно оно стало употребляться применительно к группам, совершающим менее тяжкие или ненасильственные преступления. В этот же период появился термин «бандитизм» как уголовно-правовое понятие.

      Впервые термин «бандитизм» стал применяться в советском законодательстве. В декрете СНК РСФСР от 13 июля 1918 г. «О суде» рассмотрение дел о бандитизме, наряду с делами о посягательствах на человеческую жизнь, разбое и др. было отнесено к ведению народных окружных судов. В постановлении ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» бандитизм определялся как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество им и укрывательство». В местностях, объявленных на военном положении, Всероссийской чрезвычайной комиссии и губернским чрезвычайным комиссиям представлялось право непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за бандитизм и некоторые другие преступные деяния.

      В начале двадцатых годов Советским правительством в ряде постановлений и декретов устанавливалась подсудность дел о бандитизме революционным военным трибуналам. Так, в постановлении СНК от 19 февраля 1920 г. «О мерах борьбы с бандитизмом» Всероссийской чрезвычайной комиссии и Реввоентрибуналу предоставлялось право утверждать военно-революционные трибуналы в местностях, лежащих вне фронтовой полосы, для предания суду лиц, обвиняемых «в вооружённых грабежах, в разбойных нападениях, в налётах».

     В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. (в  гл. I «Государственные преступления») уголовная ответственность за бандитизм - «организацию и участие в бандах (вооружённых шайках) и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налётах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались» предусматривалась в ст. 76. Данное преступление каралось высшей мерой наказания и конфискацией всего имущества, с допущением по смягчающим обстоятельствам понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже трёх лет со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Теми же наказаниями (с допущением понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже двух лет со строгой изоляцией и конфискацией имущества) карались «пособничество бандам и укрывательство банд и отдельных их участников, а равно сокрытие добытого и следов преступления».

      Разветвленная сеть бандитских групп охватила своими действиями, направленными против власти рабоче-крестьянских Советов, значительную территорию Советской Республики. Например, в 1924 году в РСФСР было зарегистрировано (по неполным данным) более 260 бандитских групп, в производстве находилось около 4 тыс. уголовных дел о бандитизме

      Была  сформулирована статья 59, предусматривающая ответственность за бандитизм в Уголовном кодексе 1926 г., вступившем в действие с 1 января 1927 г. Однако в этом же году было принято и утверждено Постановлением ЦИК СССР 25 февраля 1927 г. Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления)

      УК  РСФСР 1960 г. в ст. 77 предусмотрел уголовную  ответственность за бандитизм в  редакции ст. 14 «Закона об уголовной  ответственности за государственные  преступления». В этой норме бандитизм определялся как «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях». Новая конструкция ст. 77 УК стала более четкой в плане ограничения данного вида преступной деятельности от иных организованных форм. В ней четко оговаривалась цель, с которой создается вооруженная банда - для совершения нападений, а не хулиганства или кражи. Аналогия в новом уголовном законодательстве была отменена, и по ст.77 УК РСФСР квалифицировались только те деяния, которые обладали всеми признаками преступления, описанного в законе. Ст. 77 УК РСФСР просуществовала в уголовном законодательстве практически без изменений до принятия УК 1996 г., который введен в действие с 1 января 1997 г.

     В начале 90-х годов в процессе распада  СССР, политических, экономических  и социальных коренных изменений  в постсоветской России происходит нарастание преступности. В 1993 году количество зафиксированных преступлений по сравнению с 1970 годом возросло в 4 раза. Причем за последние 10 лет прирост составил более чем 200%2. Одновременно происходит структурная перестройка преступности: усиление ее организованности, активное проявление форм крайне общественно опасного поведения.

     Криминальную  ситуацию в российском обществе 90-х  годов ученые и практические работники  характеризуют трансформацией банд в организованные преступные группировки, крайними формами противостояния их между собой в достижении целей, укреплением межрегиональных преступных связей, проявлением бандитского террора. Нельзя не заметить, что бандитизм 90-х годов по своему содержанию и характеру значительно отличается от бандитских проявлений 60-80-х годов.

     Перемены, происшедшие в первой половине 90-х годов в политической, экономической и социальной структуре общества, качественное изменение характера преступных деяний бандитских групп объективно потребовали корректировки статьи об ответственности за бандитизм.

      В новом Уголовном кодексе 1996 г. ст. 209 по сравнению с предыдущей ст. 77 УК РСФСР была кардинально изменена:

      Во-первых, в принятом в 1996 году УК РФ объектом бандитизма определяется общественная безопасность

      Во-вторых, существенное изменение в новом  УК претерпела и конструкция состава бандитизма (ст. 209 УК РФ). В УК РСФСР, как уже отмечалось ранее, диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В ст. 209 УК РФ создание банды или руководство ею предусмотрено как самостоятельный состав преступления и отделено от участия в банде или в совершаемых ею нападениях. Часть 1ст. 209 УК РФ устанавливает ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею нападениях, несут ответственность по ч. 2 ст. 209 УК РФ. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче – лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. В ч. 3 ст. 209 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, заключающиеся в организации, руководстве, участии в банде и в совершаемых ею нападениях, но совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Наказание за такие действия более суровое – лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового, поскольку служебное положение в данном случае облегчает совершение преступления, с одной стороны, и что самое главное, как правило, под категорию подразумевающихся в ней лиц, подпадают те, кто должен осуществлять защиту граждан, учреждений, предприятий или организаций от возможных преступных посягательств, т.е. это работники охранной службы, правоохранительных органов. Кроме того, и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, выделены в квалифицированный состав.

     В-третьих, изменилась сама трактовка бандитизма. Согласно ст. 209 УК РФ бандитизмом признается «создание устойчивой организованной вооруженной группы из двух и более ЛИЦ, предварительно объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».

Информация о работе Социально- правовая обусловленность уголовной ответственности за бандитизм