Социально- правовая обусловленность уголовной ответственности за бандитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:34, реферат

Краткое описание

Первостепенной задачей любого цивилизованного государства является охрана жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, обеспечение общественного спокойствия и нормальной деятельности государственных и общественных институтов. По состоянию общественной безопасности, выступающей важнейшим социальным благом, можно судить об уровне развития государства в целом. Одним из опаснейших посягательств на общественную безопасность является бандитизм.

Содержимое работы - 1 файл

Глава 1 Социально.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

      Однако  санкции различных частей ст. 209 УК РФ недостаточно продуманы и не позволяют  в полной мере осуществить поставленные перед ней задачи: достаточно справедливо оценить действия различных участников банды посредством назначения им наказания. Поскольку организация банды и руководство ею, участие в ней и в совершаемых ею нападениях предусмотрены в разных частях ст. 209 УК РФ и представляют собой, таким образом, самостоятельные преступные деяния, действия руководителя и организатора банды, участвовавших в совершаемых ею нападениях, следует квалифицировать по ч. 2 и ч. 3 ст. 209 УК РФ. Суд при назначении наказания за такие действия, руководствуясь правилами назначения наказания при совокупности преступлений, изложенными в ч.3 ст. 69 УК РФ может применить принцип полного сложения наказаний. Если исходить из того, что суд будет складывать максимально возможные сроки наказания в виде лишения свободы, которые можно назначить в подобном случае, то окончательное наказание будет равняться 25 годам лишения свободы. Лицо же, руководившее бандой и участвовавшее в нападениях, используя при этом свое служебное положение, будет нести ответственность только по ч.3 ст. 209 УК РФ, и назначенное ему наказание не сможет превысить 20 лет лишения свободы. Более тяжкие деяния будут наказываться мягче, чем менее тяжкие.

      Бандитизм - преступления против общественной безопасности, т.е. деяния, признанные уголовным законом  грубо нарушающими нормальные условия повседневной жизни и деятельности людей. Эти преступления причиняют или могут причинить существенный вред личным, общественным, и государственным интересам, здоровью, телесной неприкосновенности и достоинству граждан.

      Бандитизм, т.е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации (ст. 209 УК РФ) относится к категории особо тяжких преступлений.

      Банда, будучи преступной организацией, характеризуется  устойчивостью и вооруженностью. Об устойчивости свидетельствуют стабильность ее состава и структуры, преступная деятельность банды осуществляется преимущественно однотипными средствами и методами. Вооруженность характеризуется наличием оружия хотя бы у одного члена банды.

      Для ответственности за бандитизм достаточно одного участия в банде, т.е. факта вступления в нее и выполнения определенных действий, обязательно в интересах банды, даже если вступивший в нее непосредственно не участвовал в нападениях. Под участием в банде, в частности, понимается: финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов нападения, обеспечение транспортом, предоставление помещения для встреч членам банды, укрывательство имущества, добытого преступным путем, привлечение новых членов и т.п

      Под участием в банде в уголовно-правовой литературе традиционно понимается как снабжение банды оружием, подыскание подходящих для нападения объектов, сокрытие членов банды и оружия, хранение и сбыт приобретенного бандой преступным путем имущества, предоставление помещений и т.д. В то же время совершение нападения членами банды не всеми учеными признается в качестве формы участия в банде. В частности, по мнению отдельных авторов, участие в той или иной роли в организуемых бандой вооруженных налетах как для членов банды, так и для лиц, не являющихся участниками банды, образует самостоятельную форму бандитизма - участие в совершаемых бандой нападениях.

      Другие  ученые, напротив, считают, что участием в банде охватывается не только членство, но и непосредственное участие членов банды в совершаемых нападениях, а такая форма бандитизма, как участие в организуемых бандой нападениях, предполагает непосредственное участие в совершаемых бандой нападениях только лица, «не являющегося «постоянным» участником банды.3

      В последнее десятилетие преступные формирования бандитской направленности претерпевают изменения, как в количественном, так и в качественном отношении. Как показывают судебные процессы, для большинства современных банд («Слоновская группировка» в Рязани, «Морозовская» в Златоусте, «Хади Такташ» в Казани, объединения банд Ященко и других в Ростове-на-Дону, банды «Чекиста» в Альметьевске и Агия в Тольятти) характерно значительное количество участников, высокий структурно-организационный уровень, межрегиональные связи, наличие современного вооружения и специальных технических средств (связи, транспорта, подслушивающих устройств) и т.д. Они могут тщательно конспирировать, маскировать свою преступную деятельность под видом легальных структур - служб безопасности, частных охранных служб, казачьих дружин, подобно банде Доманина в Краснодарском крае. Либо наоборот, ставя перед собой политические цели, дестабилизировать обстановку в каком-либо регионе, сепаратистские, религиозно-националистические тенденции в Чечне возродили так называемый политический бандитизм (банды Басаева, Радуева и др. в Чечне), который сопряжён с другими тяжкими преступлениями (убийства, терроризм, захват заложников и т.д.). Банды ваххабитов (последователей одного из течений в исламе), отличаются крайней жестокостью, непримиримостью и фанатизмом и создаются на почве экстремистских религиозных убеждений, преследуя цель джихада («священной войны» против «неверных», т.е. немусульман). И политический, и общеуголовный бандитизм в равной степени представляет угрозу для устоев российской государственности и национальной безопасности.

     Современный бандитизм является разновидностью организованной преступности, поэтому  причины его возникновения и  существования находятся в той  же сфере процессов и явлений, которые обусловливают организованную преступность в целом. Ее причины в современной России отечественные криминологи связывают с кризисным состоянием политики, экономики, социальной и духовной сфер общества.

     С.М. Иншаков отмечает, что организованная преступность продуцируется через  социальное неравенство, несправедливость общественного устройства, бедность, безработицу, нищету4. По мнению А.И. Гурова, процесс появления и развития организованной преступности связан с негативными социально-экономическими условиями5. В.С. Разинкин среди причин называет неблагоприятные социально-экономические тенденции, формирование рыночных отношений, отсутствие надлежащей правовой базы6.

     Приведенные точки зрения показывают, что социальный подход является ведущим и главным, поскольку он связывает природу  и причины организованной преступности с жизнедеятельностью всего общества, его политическим, экономическим и иным состоянием.

     К числу общих причин современного бандитизма можно отнести следующие:

     1. Экономический кризис - Интенсивное развитие современной российской организованной преступности объективно следует связать с экономическим кризисом в стране. «Во время экономических кризисов наступает политическая нестабильность, государство теряет некоторые из важнейших механизмов контроля и управления обществом, нарушение законов становится для части граждан необходимым условиемвыживания, в результате наступает анемия и общий упадок нравов, легкокоррумпируется чиновничий аппарат, включая право охранительные органы. Все это благоприятная почва для расцвета организованной преступности»

     Ослабление  государственных институтов и укрепление криминальных структур привели к  резкому росту авторитета физической силы, подкрепленной силой оружия. Банки, коммерческие организации, предприятия  торговли обзаводятся частной охраной и службами безопасности, которые зачастую выходят за пределы полномочий, предоставленных законом и по существу превращаются в бандформирования. Структуры организованной преступности в своей повседневной деятельности опираются на «боевые бригады», которые являются нечем иным, как бандами. Таким образом, происходит эскалация современного бандитизма.

     2. Криминализация экономики - Непродуманная приватизация государственной собственности, отсутствие действенного контроля за Финансово-экономическими процессами в стране, «непрозрачность» денежных и товарно-сырьевых потоков привели к криминализации экономики7.

     В условиях жесткой конкуренции между  ОПГ возрастает значение входящих в  их структуру боевых подразделений  – банд, которые находят применение при: захвате новых территорий и объектов; защите теневого бизнеса; оказании давления на конкурентов и несговорчивых клиентов, разрешение финансовых споров; обеспечении авторитета ОПГ в криминальном мире.

     3. Передел собственности и сфер влияния - Массовая приватизация государственного и муниципального имущества, которая осуществлялась при серьезном нарушении интересов общества и граждан, и последовавший за ней передел собственности и сфер влияния определили эскалацию криминальных отношений в стране. На переднем плане в этих вопросах оказалось вооруженное насилие. Организованные преступные группировки и сообщества для борьбы со своими конкурентами стали широко использовать бандгруппы, делясь с ними капиталом собственных, либо контролируемых предпринимательских и банковских структур. Банды современного типа активно используются как средство разрешения различного рода конфликтов, осуществления насильственных акций для достижения целей преступных организаций8.

     4. Слабость государства и утрата государственного контроля над организованной преступностью - Прежде всего, эта детерминанта определяется распадом действовавшей на территории бывшего Союза ССР единой системы правоохранительного контроля при сохранении возможностей перемещения людей и грузов на этой территории, что предоставило организованным преступным группам широкие возможности для своей деятельности. Появление в стране новой cтpyктypы отношений к собственности вызвало рассогласование всех ветвей власти. В результате постоянно ослабевают рычаги государственного управления, повсеместно падает исполнительская дисциплина, растет коррупция, не осуществляется строгий контроль за принятыми решениями. Действующий в доперестроечной России всеобщий государственный контроль сменяется тотальной социально опасной бесконтрольностью. Престиж государства, его институтов находится на весьма низком уровне, подтверждением чему являются данные неоднократно проводимых социологических исследований.

     Такое состояние государства определило вакуум легитимной власти, который  объективно заполняется властью криминальной и полукриминальной9. Организованная преступность немедленно использует государственную анархию управления и контроля. В этих условиях вооруженные организованные преступные группы выполняют функции органов власти, управления, правосудия.

     Ослабление  функций государственной власти в борьбе с организованной преступностью  в значительной мере определило разгул бандитизма и его качественные изменения, которые происходили на фоне неадекватных действий государства.

     5. Насыщенность страны оружием - Непринятие на государственном уровне своевременных жестких мер по контролю за хранением и оборотом огнестрельного оружия, его распределением, незаконной торговлей им как на национальном, так и на транснациональном уровнях, боевые действия в «горячих точках» и Чеченской республике способствовали концентрации оружия у населения.

     В середине 90-х годов государственные  органы вынуждены были признать, что  «обстановка, связанная с незаконным распространением оружия, приобрела критический характер и, по существу, вышла из-под контроля».

     Сформировавшийся  российский черный рынок оружия снял существующие до 90-х годов преграды для вооружения преступников. Если в 1991-1996 годах у преступных групп  изъято 43 138 единиц огнестрельного оружия, то в 2000 году – более 218 тыс.10

     6. Фактическое ослабление борьбы с преступностью - Складывающаяся в начале 90-х годов опасная для общества тенденция роста фактов бандитизма требовала неотложных упреждающих мер правового и организационно-управленческого характера. Однако они приняты не были, и лавинообразный процесс роста бандитских формирований пресечен не был. Бандитские проявления, как в традиционных, так и современных формах, оставались практически ненаказуемы.

     7. Несовершенство законодательства - Рассматривая указанный аспект, необходимо исходить из того, что нормотворчество в постсоветской России явно отставало от потребностей времени. Отсутствовало специальное законодательство, позволяющее вести наступательную борьбу с организованными преступными группировками и сообществами, новыми проявлениями бандитизма. Следует подчеркнуть, что в этот период:

     а) не принимались комплексные законы о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией. Оба закона неоднократно принимались Государственной  Думой и одобрялись Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, но были отклонены первым Президентом России. Необходимо отметить, что эти законопроекты в своей основе получили поддержку в правоохранительных органах, были одобрены зарубежными организациями. Отклонение данных законов фактически дало возможность организованной преступности развиваться во всех ее проявлениях11;

Информация о работе Социально- правовая обусловленность уголовной ответственности за бандитизм