Стадии совершения преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы была поставлена задача наиболее внимательно рассмотреть такие стороны стадий совершения преступления как умысел в уголовно правовом аспекте который играет важную роль в каждой из стадий, виды стадий совершения преступлений и анализ каждого из них в отдельном порядке, а также такой немаловажный аспект как добровольный отказ от совершения преступления и смягчающие обстоятельства учитываемые при совершении того или иного преступления попадающих под классификацию одной из этих стадий. В каких случаях возможен добровольный отказ от совершения преступления; что представляет собой деятельное раскаяние и как его следует отличать от добровольного отказа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Понятие и виды стадий совершения преступления.4
§ 1.1. Умысел в уголовно-правовом аспекте……………. 6
§ 1.2. Общее описание стадий………………………………… 9
ГЛАВА II. Виды преступлений…………………………………………… 8
§ 2.1. Неоконченное преступление………………………….11
§ 2.2. Приготовление к преступлению……………………..14
§ 2.3. Покушение на преступление и его виды…………21
§ 2.4. Оконченное преступление……………………………..26
ГЛАВА III. Добровольный отказ от преступления……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….39

Содержимое работы - 1 файл

курсовая, стадии совершения преступления.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА II. Виды преступлений

§ 2.1. Неоконченное преступление 

       Первые две стадии (приготовление и покушение) составляют так называемое неоконченное преступление; их называют еще предварительной преступной деятельностью. Приготовление и покушение совершаются до окончания преступления и для его осуществления. Выделять данные стадии необходимо для правильной правовой оценки совершенного преступления, его квалификации, а также для индивидуализации уголовной ответственности.

     Существуют  два вида неоконченных преступлений — прерванное по независящим и от лица обстоятельствам и  добровольно не оконченное (оставленное). Приготовление к преступлению и покушение на преступление суть разновидности прерванных по не зависящим от лица обстоятельствам преступлений. От них отличается добровольно не оконченное преступление, в котором общественно опасные последствия не наступили по зависящим от лица обстоятельствам, а именно в силу его добровольного отказа от завершения преступления. При этом мотивы незавершенного преступления могут быть самыми различными, лишь бы отказ был действительно добровольным.  

     Необязательно, чтобы любое умышленное преступление проходило все указанные этапы. Нередко умысел лица реализуется  непосредственно совершением конкретного  оконченного преступления, минуя  предварительную преступную деятельность.

     О приготовлении и покушении можно вести речь лишь применительно к целенаправленной преступной деятельности. Эти стадии возможны только в преступлениях, совершаемых с прямым умыслом. Что же касается криминальных деяний, совершаемых с косвенным умыслом, то в них стадии приготовления и покушения невозможны.

     Уголовный кодекс РФ в ч.1 ст. 29 впервые определяет понятие оконченного преступления. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава  преступления, предусмотренного конкретной нормой Особенной части Уголовного кодекса.

     Важно отметить, что при этом момент юридической  законченности криминального деяния может не совпадать с представлением самого субъекта о завершении преступления.

     Наиболее  существенным признаком, отличающим оконченное преступление от иных стадий, является полная реализация объективной и субъективной стороны, предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния. Объект же и субъект деяния одинаковы как для оконченного, так и неоконченного преступления.

     Момент  окончания преступления зависит  от того, как в конкретной норме  особенной части УК сконструирован данный состав преступления.

     В т.н. материальных составах, при которых  необходимо наступление конкретного  преступного последствия, оно должно наступить фактически, чтобы преступление было признанным оконченным.

     В т.н. формальных составах, при которых  достаточно совершить деяния, указанные  в диспозиции закона и необязательно  наличие последствия как необходимого признака, преступление считается оконченным с момента совершения предусмотренного в данной норме действия или с момента бездействия.

     Некоторые составы сконструированы таким  образом, что преступление считается  оконченным с момента, когда объект уголовно-правовой охраны поставлен  под угрозу причинения вреда (ч.1 ст. 215 и др.).

     В некоторых составах момент окончания  преступления переносится на более  ранние относительно наступления преступных последствий стадии    (т.н. усеченные  составы). Например, с момента посягательства на жизнь потерпевшего считаются оконченными преступления, предусмотренные ст. 277, 295, 317 УК. В данном случае закон применительно к этим составам поступает альтернативно, считая преступление оконченным как в случае покушения на убийство, так и в случае самого убийства особо охраняемых законом лиц.

     Отдельные составы преступлений формируются  исходя из особенностей их совершения и повышенной степени общественной опасности таким образом, что  криминальное деяние считается оконченным с момента осуществления организационной  деятельности, направленной к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. (составы, предусмотренные ст. 208, 209, 210, 239 УК).

     Различная конструкция составов преступлений  в УК предопределяет и различия в  моменте окончания того или иного  криминального деяния. В случаях, когда для оконченного состава требуется фактическое наступление последствия, его отсутствие означает, что речь может идти только о неоконченном преступлении.

     Стадии  возможны практически во всех умышленных преступлениях с материальным составом.

     Приготовление и покушение невозможны, когда закон связывает уголовную ответственность только с наступлением определенных последствий, указанных в диспозиции Особенной части УК. Например, составы, предусмотренные ст. 285, 286, 288, 330  УК.

     Предварительные стадии невозможны в преступлениях, объективная сторона которых состоит в создании опасности причинения вреда (ч.1 ст.21516 и др.). Приготовление (и, соответственно, покушение) невозможно и в составах, где уже сама подготовительная деятельность рассматривается законодателем как оконченное преступление (ст. 208, 209, 210, 239 и др.).

     Стадии  покушения не может быть в преступлениях  с т.н. усеченным составом (ст.277, 295, 317), в то время как стадия приготовления  здесь вполне возможна.

      Следует отметить, что как правило, приготовление и покушение исключены в совершаемых путем бездействия преступлениях с формальным составом, а покушение — также в формальных составах, выполняемых путем действия, которых уже первый акт деятельности представляет собой оконченное преступление (например, разбой ст.162).  

§ 2.2. Приготовление к преступлению 

        Часть 1 ст. 30 УК РФ определяет  приготовление к преступлению  как «приискание, приготовление  или приспособление лицом средств  или орудий, приискание соучастников  преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам.» С точки зрения анализа юридической нормы это определение специфично — оно начинается с конкретизации приготовительных действий в виде приискания, изготовления или приспособления средств или орудий совершения преступления.

     В уголовно-правовой доктрине относительно содержания приготовления к преступлению существовало множество точек зрения. Оно то признавалось «отдаленным покушением», то включалось в обнаружение умысла. В частности, в дореволюционном уголовном праве ( ст.7 Уложения 1845 г.) приготовлением признавалось лишь приискание и приспособление средств для совершения преступления. Остальные виды приготовительных действий, не связанные с орудиями и средствами совершения преступления, относились к обнаружению умысла. В этом есть рациональное зерно. Ведь покушение, независимо от степени его отдаленности от преступления, отличается от самого близкого к совершению преступления подготовительного действия тем, что все приготовительные действия совершаются до начала исполнения состава преступления, его объективной стороны. Они лишь предваряют, создают условия для совершения преступления. Что касается обнаружения умысла, то, как уже отмечалось, оно стадией преступления не является.

     Практический  аспект приготовления к преступлению сводится к следующему:  объем  криминализации приготовления к  преступлению; пределы наказуемости приготовления;  отличие его от покушения.

     В российском уголовном праве эволюция этих категорий была противоречивой. Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 года ограничивало приготовительные действия приисканием  и приспособлением средств для  совершения преступления. Наказывалось оно  лишь в двух случаях: когда было противозаконным само приобретение некоторых средств (например, взрывчатых веществ, оружия) и когда приготовление относилось к особо тяжким преступлениям.

     УК  РСФСР 1922 г. Расширил понятие приготовления, но отказался в принципе от его криминализации. Ст. 12 гласила: «Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление орудий, средств и создание условий для совершения преступлений.

     Приготовление к преступлению карается, если оно само по себе является наказуемым действием».

     Основные  начала уголовного законодательства СССР и союзных республик вообще отказались от терминов «приготовление к преступлению»  и «покушение на преступление»; в  них говорилось о «начатом преступлении». Такое обобщение привело к тому, что на практике законодатели союзных республик толковали это понятие по-разному: одни как покушение, а другие как приготовление и покушение. В последствии Пленум Верховного Суда СССР 7 мая 1928 года разъяснил, что под «начатым преступлением» имеются в виду и приготовление, и покушение. В результате все республики вынуждены были криминализовать приготовление к любому преступлению, что было теоретически ошибочным.

     Наказание приготовления к преступлению в  мировой законодательной практике осуществляется по двум вариантам: в пределах санкции за оконченное преступление, приготовление к которому осуществлялось, или по правилам обязательного снижения наказания. Российские законодатели избрали второй путь. 

       Современная наука российского уголовного права устанавливает, что приготовление к преступлению совершается исключительно с прямым умыслом.

     В отличие от обнаружения умысла на совершение преступления, когда лицо еще не выполняет каких-либо общественно  опасных действий, приготовление характеризуется определенными конкретными действиями, создающими условия для совершения преступления (например, когда лицо изготовляет станок для производства фальшивых денежных купюр).

     С объективной стороны приготовительные действия возможны в следующих формах:

       приискание средств или орудий  совершения преступления; изготовление  средств или орудий совершения  преступления;  приспособление средств  или орудий совершения преступления; приискание соучастников преступления; сговор на совершение преступления; иное умышленное создание условий для совершения преступления.

     В деянии иногда можно выделить два  или более этих признаков.

          Под приисканием законодателем понимается любой способ добычи средств или орудий преступления: поиск, покупка, заказ изготовления, обмен, получение на время, похищение и другие способы. Например,  покупка топора для совершения убийства, поиск транспортных средств для перевозки намеченного к  похищению имущества, похищение взрывчатых веществ для совершения террористического акта и прочее. Любопытно заметить, что способ приискания может быть любой, законный или незаконный, главное чтобы цель была преступной. К приисканию относится также находка и присвоение какого-либо предмета в преступных целях. Приисканием также является и подготовка к такому использованию вещей, находящихся в собственности преступника.

     Необходимо  отметить, что ни один из вышеуказанных  способов не должен признаваться приготовлением, если не доказано, что замысел на их использование в конкретно-определенных преступных целях возник до указанных действий (например, если субъект приобрел охотничий нож, послуживший впоследствии орудием совершения преступления,  то, чтобы квалифицировать приобретение ножа субъектом как приискание средств для совершения преступления, следствию предстоит доказать, что замысел на совершение преступление при помощи охотничьего ножа у данного субъекта появился до приобретения этого ножа).

     На  практике возникают определенные сложности  в понимании средств и орудий преступления. 

     Законодатель  под средствами подразумевает предметы материального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающие его реализацию (транспортные средства, чтобы скрыться от преследования, снотворное, чтобы усыпить жертву, поддельные документы, чтобы совершить хищение).

     Под орудиями понимаются любые предметы, которыми исполняется задуманное преступление и с помощью которых непосредственно причиняются общественно опасные последствия ( огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства, простые бытовые предметы).

Информация о работе Стадии совершения преступления