Вещественные доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, разработка приемов и средств, используемых в собирании и исследовании вещественных доказательств, невозможны без глубокого изучения методологических проблем криминалистики и вопросов теории доказывания. Разработка методологических проблем позволяют улучшать практику борьбы с преступностью, повышать научный уровень тактических приёмов оперативно-розыскной и следственной деятельности и расширять возможности криминалистических исследований различных объектов в целях получения доказательств по конкретным делам.

Содержание работы

Введение
с.3
Глава 1. Основы учения о вещественных доказательствах в криминалистике

с.5
§1. Понятие вещественных доказательств
с.5
§2.Система вещественных источников доказательственной информации

с.13
§3.Информационная структура вещественных доказательств

с.28
Глава 2. Криминалистическое значение вещественных доказательств

с.37
§1.Материальные следы как источник формирования вещественных доказательств

с.37
§2.Достоверность информационного содержания вещественных доказательств

с.47
§3. Значение вещественных доказательств в формировании информации о преступлении
с.54
§4.Использование технико-криминалистических средств
при собирании и исследовании вещественных доказательств

с.63
Заключение
с.72
Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 110.05 Кб (Скачать файл)

Действия преступника, как и всякий другой вид предметных действий человека, определяется целью, которую ставит в том или ином случае перед собой лицо. Цель психологическая  категория, модель желаемого результата. После формирования цели моделируется процесс ее осуществления. Таким  образом, психическая деятельность представляет собой начальный активный элемент в опосредствованном  взаимодействии «преступление». Она  направляет и определяет взаимодействия происходящие на материальном уровне при совершении преступления. 

В деятельности, направленной на достижение результата, цель, как  общий план реализации, конкретизируется, сообразуясь с объективными условиями и распадается на ряд частных целей. Последнее характерно для преступной деятельности, где для осуществления основной цели лицо ставит ряд промежуточных. Основная цель определяет результат, а промежуточные, сообразуясь с основной, раскрывают средства ее достижения. 

В процессе формирования цели можно еще различить, как  первичный фактор, преступную установку  личности, на основе которой формируется  мотив преступления, а затем происходит формирование цели. Эти два элемента имеют относительную стабильность в поведении преступника, проявляясь иногда не в одном, а в ряде преступлений, различных по своему характеру, формируя каждый раз конкретную, отличную от предыдущей цель. 

Действия преступника  могут носить в отдельных случаях  не волевой, а импульсивный характер. В этих случаях схема осуществления  преступных действий существенно упрощается. 

Импульсивное поведение  при совершении преступления определяет скоротечность последнего и зависит  от скорости реакции преступника  на внешнюю ситуацию, а также от предрасположенности к восприятию дайной ситуации. В этих случаях  действия преступника, доведенные до автоматизма  не только внешне, в предметных действиях, но и в психике, на уровне навыков, инстинктов, привычек, склонностей  проявляются мгновенно, что отражается в следовой картине. 

При рассмотрении процессов  отражения этих данных материальными  объектами, как результатов взаимодействий последних. делается важный, в плане рассматриваемой проблемы, вывод о том, что в формировании отображений участвуют две группы объектов: (1) непосредственно преступник, его обувь, одежда и другие сопутствующие объекты; и (2) объекты, взаимодействия которых являются средствами целенаправленной деятельности. Последние приводятся во взаимодействие преступником и делятся в свою очередь на две подгруппы: (1) объекты, образующие среду, в которой находится предмет посягательства; (2) объекты, используемые преступником для изменения объектов первой группы, которые до совершения преступления не входят в состав последних. В результате изучения различных форм взаимодействий объектов первой и второй подгрупп определяются три вида отображений объектов второй группы в объектах первой. Первый вид - когда объект, используемый для воздействия на объекты, образующие среду предмета посягательства, уносится преступником после совершения преступления. В этом случае объекты первой группы, которые взаимодействуют с указанным объектом, содержат отображения свойств последнего в виде различных следов. Второй вид отображения объектов второй группы в объектах первой заключается в том, что в результате их взаимодействия, предметы, использовавшиеся преступником, частично разрушаются и их частицы могут быть обнаружены среди объектов, составляющих среду предмета посягательства. Отражения этого рода могут содержать гораздо более разнообразную информацию как о событии преступления, так и о лице его совершившем. Третий вид отображения - когда объект, использовавшийся преступником, оставлен в среде предмета посягательства. В таких случаях исследованию подлежат не только отображения этого предмета во вне, но и отображения взаимодействий преступника с данным объектом. Такие предметы отражают различные стороны деятельности, составляющие объективную сторону преступления и всевозможные признаки преступника. 

Поскольку отражение - процесс двусторонний, интересны  особенности обратного отражения  объектов первой группы объектами второй для каждого из трех перечисленных  видов. В.случае, когда объект, использовавшийся преступником, унесен им после совершения преступления, сам факт взаимодействия его с объектами первой группы, установленный по отображениям, позволяет предположить, а иногда и определенно констатировать наличие отображений на указанном объекте. В тех случаях, когда объект, который преступник использовал при совершении преступных действий, не являвшийся до преступления частью среды предмета посягательства, подвергся частичному изменению, разрушению и отделению от него обнаруженных частиц, можно со всей определенностью судить о тех изменениях, которые произошли в указанном объекте в результате взаимодействия. Подобные отображения существуют в виде различного рода структурных изменений объекта. Когда объект, использовавшийся преступником в среде предмета посягательства, оставлен в ней, исследование его может привести к предположению об отражении некоторых признаков последнего па одежде, обуви преступника, либо на его теле. В науке изучаются отображения, возникающие в ходе преступных действий, которые не являются необходимым результатом взаимодействий в процессе совершения преступлений. Их происхождение случайно и к процессу взаимодействия, в ходе которого они появились, такие отображения имеют косвенное отношение. 

Заключительным этапом формирования материальных источников сведений о преступнике являются процессы, имеющие информационное значение и содержание. Процесс получения  информации начинается лишь при наличии  познающего субъекта. На основании  положений и понятий теории и  информации, учеными исследуются  спорные вопросы природы вещественных доказательств, содержащих сведения о  преступлении и преступнике. 

Анализируя понятие  сигнала, определяется, что применительно  к процессу доказывания сигнал представляет собой отображение (материальное или  идеальное) объектов и явлений в  преступлении, познание которого происходит в соответствии с требованиями закона. Перечисленные в законе источники  доказательств (в том числе и  вещественные доказательства) могут  рассматриваться как сигналы, из которых следователь и суд  черпают доказательственную информацию. Материальный источник может нести  информационную нагрузку характером собственных  изменений и состояний, являющихся результатом непосредственного  взаимодействия, а также своим  расположением в пространстве, когда  объект или система их служат материальной средой, в которой развивается  событие преступления. В этой связи  обстановку места происшествия следует  рассматривать как источник доказательственной информации, как материальный сигнал. Предметы материальной обстановки, «не  участвующие» в непосредственных взаимодействиях, составляют среду, в которой происходят взаимодействия и, таким образом, «присутствуют» при совершении преступления, а следовательно, несут информацию о нем. Из сказанного явствует, что сигнал - это материальная форма информации, но не сама информация, а источник ее. Сигнал материален, а информация идеальна, она отображается сознанием познающего субъекта. 

Доказательство- это информация, а сигнал - ее носитель, из которого она может быть получена. Отсюда становится очевидным, что отождествление доказательства и сигнала недопустимо, ибо это означало бы, что в процессе доказывания следователь и суд оперируют не доказательствами, а признаками материальных объектов, которые в действительности являются лишь источниками доказательств, а равно источниками информации. 

На основании того, что процесс расследования имеет  информационный характер, возникает  необходимость определения основных предпосылок и условий получения  информации определенного рода. Основополагающим моментом в исследовании общих вопросов любой проблемы является четкое определение  круга вопросов, подлежащих выяснению. Только после этого возможно приступить к разработке методов получения  той или иной информации. В плане  рассматриваемой проблемы данное положение  выражается в определении круга  сведений о преступнике, которые  могут быть получены на основании  исследования материальных отображений, а также в определении качественной и количественной характеристик этих сведений при установлении конкретного лица. Постановка и решение этих вопросов выражает сущность методологически правильного подхода к решению рассматриваемой проблемы и определяет весь ход исследования. 

С известной мерой  условности можно разделить имеющиеся  в литературе подходы к решению проблемы получения информации о преступнике из материальных источников на три группы. 1. Констатация того, что данные о преступнике могут быть получены из материальных источников. 2. Определение круга возможных материальных источников получения информации о преступнике, попытки составления перечней таких источников и определение «вместимости» каждого из них для сведений о преступнике. 3. Исследования возможностей установления данных о преступнике с помощью технико-криминалистических средств и методов; исследование и разработка методов получения заранее определенного ограниченного круга сведений о преступнике; исследования особенностей получения информации о преступнике из конкретного материального источника.  

Различны формы, методы, приемы и средства получения информации о преступнике из материальных источников. При расследовании преступлений средства познания выступают как  технико-криминалистические средства (инструменты, приборы, устройства). Представляется, что методами познания в расследовании  вообще и при получении информации о преступнике из материальных следов, в частности, являются научно разработанные  криминалистикой на основе данных следственной практики и данных других наук, упорядоченные  конкретные комплексы операций, применяемые  в целях наиболее эффективного собирания, исследования и оценки информации о  преступлении и преступнике. В структуру  каждого метода входит определенная совокупность приемов и средств, конкретный комплекс которых в каждом случае определяется методом и той  конкретной ситуацией, в которой  применяется последний. В науке  предлагается деление методов получения  информации о преступнике из материальных источников на пять групп; технико-криминалистические; логические; психологические; тактико-криминалистические; методы, применяемые при расследовании  отдельных видов преступлений (частно-методические)[9]. Тактико-криминалистические методы отражают наиболее общие закономерности получения данных о преступнике при помощи технико-криминалистических, логических и психологических методов, синтезируя их и образуякомплексы тактических операций {А.В. Дулов) по установлению преступника. 

В науке исследуются  вопросы организации информационного  процесса в расследовании и роль каждого из участников предварительного следствия в этом процессе. Наиболее богатым в информационном смысле, в плане рапоиска вещественных доказательств, является осмотр места происшествия. Одна из основных целей осмотра места  происшествия - получение сведений о преступнике, достижение которой  является необходимой предпосылкой его установления. 

В рамках   осмотра   места   происшествия   все   материальные источники сведений о  преступнике можно разделить  на две группы: источники, из которых  следователь самостоятельно получает информацию и источники, из которых  информацию получают другие лица. Однако, обнаружение источников информации второй группы относится к компетенции   следователя. Это положение предопределяет необходимость знания следователями возможностей и методов получения информации, основанных па специальных познаниях при собирании вещественных доказательств и методов  оперативно-розыскной   деятельности. Самостоятельное получение информации о конкретном преступнике из материальных источников следователем в ходе осмотра места происшествия должно быть основано на знании круга возможных сведений о преступнике и отображательных способностей тех или иных материальных объектов.  

Особое внимание следует уделять вопросам установления негативных обстоятельств в ходе осмотра места происшествия и  их роли в получении информации о  преступнике, а также при установлении последнего. При этом негативное обстоятельство определяется как неожиданный сигнал, несущий большое количество информации, которая не только дополняет имеющуюся  информацию, но и позволяет осмыслить  ее в другом аспекте. В плане рассматриваемой  проблемы негативные обстоятельства резко  устраняют неопределенность сравнительно большого количества информации, полученной в ходе осмотра места происшествия до их обнаружения, и в большинстве  случаев способствуют обнаружению  вещественных доказательств. 

Представляется, что  разработка и формирование криминалистических рекомендаций по установлению преступника  посредством вещественных доказательств  по всем категориям уголовных дел  должны быть построены по следующей  схеме: 1. Установление возможных источников информации о преступнике. 2. Получение  информации из этих источников; 3. Составление  «портрета» преступника и начало его поиска. 4. Поступление новой  информации - пополнение и корректировка  имеющейся. 5. Установление преступника  по полученным данным о нем, ограничение  круга лиц и установление конкретного .лица. При этом необходимо учесть две группы особенностей, характеризующих конкретный вид преступления:

1. Особенности взаимодействия  и отображения на материальном  уровне. Здесь должны быть учтены  наиболее характерные объекты,  участвующие во взаимодействиях  по делам данной категории;  особенности материальной обстановки  приготовления, совершения и сокрытия  преступления; возможные способы  совершения преступлений данной  категории; наиболее характерные,  материальные следы, свидетельствующие  о совершении преступления определенным  способом. 2. Особенности субъективно-психологического  характера, к которым следует  отнести не только характеристику  субъективной стороны преступления, но и психологический анализ  процесса совершения преступлений  данной категории. В совокупности  эти две группы особенностей  полностью характеризуют процесс  преступления как такой, который  совершается человеком и приводит  к материальным изменениям, по  которым последний может быть  установлен. 

Существенным является определение принадлежности установленных  данных о преступнике одному лицу, то есть устранение возможности искажения  информации путем включения в  информационную систему обнаруженных сведений о других лицах. Проверить принадлежность полученных из вещественных доказательств данных одному человеку можно по пространственному и временному факторам, а также путем проверки «совместимости» полученных сведений, то есть принципиальной возможности принадлежности их одному лицу. 

  

  

  

§4. Использование  технико-криминалистических средств 

 при собирании  и исследовании вещественных  доказательств 

  

Технико-криминалистические средства (ТКС), применяемые для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, относятся к достижениям  науки, если в сравнении с ранее  применявшейся техникой они более  эффективны при обнаружении, фиксации, изъятии, исследовании вещественных доказательств, более эффективны при организации  деятельности по борьбе с преступностью  и ее предупреждению. 

Расследование преступлений, являясь разновидностью познавательной деятельности, в ходе которой правоохранительные органы применяют достижения науки, как криминалистика в целом, изучающая  эту деятельность, не могут не испытывать на себе влияния ее закономерностей. Одно из проявлений этого влияния  видится в математизации знаний, применяемых для решения практических задач уголовного процесса. Наряду с математическими методами в  практической деятельности правоохранительных органов все чаще применяются  моделирование, системный анализ и  другие методы. 

Информация о работе Вещественные доказательства