Ответственность международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в том, чтобы, изучив, проанализировав и обобщив существующие в современной юридической науке точки зрения видных юристов, специалистов по международному праву, положения некоторых основополагающих международных договоров (в том числе уставы отдельных международных организаций системы ООН), некоторую практику государств, дать общее представление о степени разработанности данного вопроса в науке международного права и попытаться внести что-то новое в развитие указанной проблемы.

Содержимое работы - 1 файл

Ответ межгос организ ДР.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

    Противоправные  внутренние деяния международных организаций рассматриваются как не имеющие правовых последствий. Они могут также сделать организацию ответственной за возмещение причиненных убытков, когда влекут неблагоприятные последствия. Внутреннее право немногочисленных организаций расширяет это обязательство до всех  
'В резолюции Института международного права «О правовых последствиях для государств-членов при неисполнении международной организации своих обязательств в отношении третьих лиц» говорится, что «международная организация несет ответственность за возмещение вреда по своим обязательствам в отношении третьих лиц» и, что эти обязательства «могут возникать на основании международного права (включая внутренние правила самой организации) или на основании права соответствующего государства». убытков, причиненных органами или служащими при осуществлении своих функций, поэтому охватывает последствия законодательной и исполнительной деятельностей.

    Наибольшая  разработанность этих систем закреплена в Европейском Сообществе. Статья 288 (2) (бывш. ст. 215) Римского Договора ЕЭС 1957 г. говорит, что «в отношении ответственности, вытекающей не из контрактов, Сообщество, в соответствии с общими принципами права, действующими во всех государствах-членах, возмещает ущерб, нанесенный его органами или его служащими при исполнении ими своих обязанностей».

    Создание  такого режима внедоговорной ответственности  находит свое оправдание в желании  подчеркнуть, что передача полномочий государствами-членами Сообществу не влечет снятие гарантий по компенсации убытков, распространяющихся на физических лиц, национальными органами при исполнении ими своих функций. По мнению германского ученого X. Шермера: «Статья 288 Римского договора закрепила основополагающие принципы, которые являются общими для внутреннего права всех государств-членов» и «представляют собой систему права ответственности сообщества, разработанную Судом ЕС. Этот режим применяется к последствиям административной или исполнительной, также как с некоторыми ограничениями к законодательной деятельностям сообществ.

    Положение, подобное ст. 288, можно обнаружить в  Договоре Евратома (ст. 188 (2)). Также, ст. 22 Приложения III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что  Международный орган по морскому дну «будет нести общую ответственность  или ответственность за возмещение вреда за любой ущерб, возникающий из противоправных действий при исполнении своих полномочий и функций...» [37, С.25].

    Тогда как эти разные режимы ответственности  охватывают обязательства организаций  в отношении физических лиц, вместе с тем существуют общие внутренние нормы, регулирующие ответственность международных организаций в отношении их собственного штата за убытки, причиненные на службе. Это включает убытки, возникающие из несчастных случаев на работе, естественных катастроф, военный действий и т.д. Однако в этих случаях ответственность организации меньше оправданна противоправным  характером ее действий, чем тем обстоятельством, что ее действия выступают как «гаранты» убытков, причиненных ее служащим при исполнении их функций.

    Следовательно, в случаях, когда ответственность  международных организаций возникает  из других норм внутреннего права, то она носит ограниченный характер. Такая ответственность значительно  чаще основывается на национальном праве  или общем международном праве.

    Внутригосударственное право. Поскольку международные организации соблюдают действующее законодательство в странах, на территории которых они осуществляют свою деятельность (за исключением деятельности и операций, регулируемых специальными режимами), то логически они должны нести ответственность за его нарушение. Здесь снова присутствует правоспособность организаций (.иметь права и обязанности в тех правопорядках, по которым возникает  ответственность за последствия противоправных действий. В практическом плане, ответственность за возмещение вреда может возникать как по договорам, заключенным международными организациями и к которым применяется национальное право, так и в случаях, когда противоправные действия вменяются организации, независимо от любой договорной привязки. Бесспорным является то обстоятельство, что договорная ответственность международных организаций регулируется правом, применимым к этому договору. В таких случаях организации несут ответственность как результат неисполнения или недобросовестного исполнения договорных обязательств, и как несла бы ответственность любая сторона по такому договору.

    Сложившимся является принцип в соответствии с которым международные организации  могут нести ответственность  по национальному праву за убытки, причиненные в результате их деятельности на территории государства и которая применима как к договорным, так и внедоговорным убыткам (внедоговорная ответственность).

    Отечественными  учеными, в частности Э.С. Кривчиковой, была высказана точка зрения, что ответственность международной организации по внутреннему праву государств «зависит от признания ее правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве» [38, С.301].

    Однако  эти положения противоречат принципу верховенства международного права  по отношению к национальному  праву, поскольку «конституционное право западноевропейских государств рассматривает конвенционное и  общее международное право как часть своего внутреннего

    Наиболее  яркими примерами неподчинения международных  организаций положениям договоров, регулируемых национальным законодательством, являются дела Westland и International Tin Council [39, 40, С.1071, С. 45]. 
 

    3.2 Участие Республики Казахстан  в международных организациях  

    С обретением суверенитета, вступлением  в целый ряд международных  организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной  внешней политики, обороны, национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество.

    Казахстан является членом многих международных  организаций, включая Организацию  Объединенных Наций (ООН), Организацию  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ), Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), Организация Исламская Конференция (ОИК), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), которая объединяет Афганистан, Азербайджан, страны Центральной Азии, Иран, Пакистан и Турцию. В 1992 году Казахстан заключил соглашение о техническом сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС), которое имеет свое представительство в Алматы. В 1995 году Казахстан присоединился к Программе НАТО "Партнерство во имя мира" [9, С.101].

    С первого дня независимости Казахстан  принимает самое активное участие  в работе ООН и ее специализированных учреждений. Это сотрудничество является одним из приоритетных направлений  внешней политики нашего государства. Главными задачами в этой деятельности является проведение работы по обеспечению стратегических интересов РК на международной арене в области глобальной и региональной безопасности, становления справедливого мирового порядка в политике и экономике, создания рамок для устойчивого развития, гармонизации отношений между членами мирового сообщества.

    2 марта 1992 года на 46-й сессии  Генеральной Ассамблеи Организации  Объединенных Наций, которая стала  исторической по своему значению, резолюцией 46/224 Республика Казахстан  была единогласно принята в члены ООН.

    Первым  форумом, в котором казахстанская  делегация приняла участие в  качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи  ООН, проходившая осенью 1992 года. На этой сессии с развернутой речью  о международной политике Казахстана выступил Президент РК Н.А.Назарбаев.

    За  прошедшее с 1992 г. время Казахстан  сумел не только успешно интегрироваться  в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место.

    Участие Казахстана в работе системы ООН  является одним из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствует укреплению суверенитета и независимости нашей страны, создает благоприятные международные условия для осуществления дальнейших преобразований в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни [44, С.3].

    Руководство нашего государства, поддерживая деятельность Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана, направленную на всестороннее укрепление роли ООН в важных областях международного сотрудничества, всемерно содействует укреплению взаимодействия РК с этой авторитетнейшей международной организацией, ее специализированными учреждениями, фондами и программами.

    Принципиальным  является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный  Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития. Это уже сейчас дает ощутимую поддержку нашей реформирующейся экономике.

    Подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, оформляется  членство Казахстана в Азиатском Банке Развития. Решению проблемы коммуникационного выхода во внешний мир способствует наше участие в Организации Экономического Сотрудничества.

    Приоритеты  экономического развития диктуют необходимость  дальнейшего активного участия  Казахстана в деятельности вышеназванных институтов, а также Комиссии Европейского Союза, Организации Экономического Сотрудничества.

    Важным  направлением внешней политики является гуманитарное и культурное сотрудничество Казахстана с соответствующими международными институтами, в первую очередь с ЮНЕСКО [45, С.88].

    Вступление  в ОБСЕ было продиктовано стремлением Республики Казахстан активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ.

    Казахстану  удалось достичь высокого уровня взаимоотношений с ОБСЕ. На этапе  их становления был заложен фундамент  сотрудничества с Организацией. В  этот период был проведен ряд семинаров  ОБСЕ, посвященных обзору экономической ситуации в Центрально-азиатском регионе в условиях перехода к рыночной экономике, выработке рекомендаций по проведению экономических реформ, вопросам региональной безопасности, защите прав человека и др.

    На  этапе конкретизации сотрудничества были подписаны Меморандумы о взаимопонимании между Правительством РК и ОБСЕ об открытии Центра ОБСЕ в Алматы, а также с БДИПЧ/ОБСЕ (СМИД ОБСЕ, Осло, 2-3 декабря 1998 г.). В феврале 2003 г. был подписан дополнительный Протокол. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании с БДИПЧ/ОБСЕ, в Казахстане реализуются проекты по совершенствованию института Уполномоченного по правам человека, выборного законодательства, реформированию судебной системы и др.

    Казахстан вступил в ОИК в 1995 г. Взаимодействие с Исламским миром является одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны Исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.

    С момента вступления ОИК, Казахстан  поступательно развивает взаимодействие с Генеральным секретариатом, субсидиарными органами и институтами Организации.

    Казахстанские делегации приняли участие во всех наиболее крупных мероприятиях ОИК, таких как Саммиты (8-ой Саммит ОИК в декабре 1997 г. в г. Тегеране; 9-ой Саммит ОИК в ноябре 2000 г. в  г. Доха; 10-ый Саммит ОИК в октябре 2003 г. в г. Путраджайя), Совещания министров иностранных дел (с 24-ого СМИД в декабре 1996 г. в г. Джакарта по 33-ий СМИД в июне 2006 г. в г. Баку), а также Ежегодные координационные совещания министров иностранных дел ОИК в ходе Генеральных ассамблей ООН.

    Активизация отношений Казахстана с мусульманскими странами отвечает долгосрочным интересам  нашей страны и соответствует  положениям Послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г., в  котором Глава государства отметил развитие сотрудничества с исламскими странами в качестве одного из приоритетов внешней политики РК [46, С.144].

    Казахстан, являющийся полиэтническим и многоконфессиональным  государством, полностью поддерживает глобальный процесс, направленный на развитие диалога между цивилизациями и религиями. Активное участие нашей страны в деятельности ОИК, наряду с другими крупными региональными и глобальными организациями, приобретает на современном этапе все большее значение.

Информация о работе Ответственность международных организаций