Информационные жанры в газете «Известия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить специфические черты информационных жанров (заметки, репортажа, отчета и интервью) на страницах газеты «Известия» за период с 2005 года по 2008год.
Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1 - определить, какие виды заметки, отчета, репортажа и интервью в наибольшей степени характерны для «Известий»;
2 - выявить специфические черты материалов в жанрах заметки, репортажа и отчета на предметно-тематическом уровне;
3 - определить особенности структуры материалов информационных жанров в газете «Известия».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЗАМЕТКИ В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» 15
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА ОТЧЕТА В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» 35
ГЛАВА 3. ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» 47
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РЕПОРТАЖА В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92

Содержимое работы - 1 файл

Дипломная работа.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

На страницах «Известий» этот вид интервью встречается довольно часто.

Стоит различать два  вида информационного интервью - интервью-мнение и интервью-факт. В первом случае целью является получение мнения или суждения о конкретном событии, явлении или проблеме. Во втором случае представителя СМИ интересует новая информация, содержащая факты, сведения, ранее неизвестные общественности. Как правило, ни одна из этих разновидностей в чистом виде не встречаются.

В «Известиях»  сложился особый тип информационного  интервью. «В основе разговора – общественно-значимое событие, цель беседы – выяснить мнение по данному поводу. Но вопросы журналиста ставятся так, что попутно выясняются причинно-следственные связи обсуждаемого явления. Предмет обсуждения остается локальным, интервью не перерастает в аналитический жанр. Но явление ставится в контекст текущих и прогнозируемых событий, проясняются его смысл и значение»47.

Так, например, поводом для интервью с комиссаром ЕС по вопросам внешней политики и  безопасности Хавьером Саланой стало очередное заседание «тройки» «Россия-ЕС».

За вопросами, нацеленными на получение фактических данных (Каким будет новое соглашение между Москвой и ЕС? С кем вы планируете встретиться в Москве? О чем будете говорить? Когда россияне смогут ездить в страны Евросоюза без виз?), следует ряд вопросов, выявляющих взгляды Хавьера Саланы на развитие сотрудничества с Россией (Может ли Евросоюз пойти на уступки России и подкорректировать текст Энергетической хартии? Некоторые члены Евросоюза называют Россию "ненадежным партнером" в энергетической сфере. Неужели недоверие к нам в ЕС настолько велико?). Таким образом, событие, ставшее информационным поводом, увязывается с более полным для читателя глобальным вопросом.

Информационное  интервью зачастую представлено в газете как разговор с непосредственным участником обсуждаемых событий, человеком, чьи интересы непосредственно затрагивает данная проблема. Особенность таких материалов в «Известиях» состоит в количестве одновременно отвечающих на вопросы журналиста респондентов, которые могут представлять различные социальные группы. 

Так, например, информация о том, что мэр Москвы Юрий Лужков предложил увеличить количество уроков физкультуры в школах сопровождаемая ярким заголовком – цитатой: «После физры даже писаная красавица похожа на швабру», которая позднее повторяется в тексте интервью.

Это пример контаминации интервью-факта и интервью-мнения на страницах «Известий»: в начале интервью журналист сообщает читателю новость о том, что уроки физкультуры  в школе будут проходить чаще, также изменится суть этих уроков – мэрия Москвы предложила провести эксперимент, и теперь в качестве дополнительной нагрузки школьники будут изучать «Основы футбола».

Отличительная особенность второй части материала  состоит в том, что вопросы  журналиста заданы заранее и в самом тексте интервью отсутствуют, но по ответам интервьюируемых читатель ясно понимает заданный вопрос. Кроме того, все ответы интервьюируемых представлены как мнения разных заинтересованных сторон, в данном случае школьники и их родители выражают свое отношение к урокам физкультуры: …«Моя дочь просто не выдерживает нагрузок, стометровку она пробегает медленнее всех, подтягивается хуже всех. По другим предметам отличница, а здесь все над ней смеются. Приходится помогать дочке хотя бы справками. Если физкультура нужна для здоровья, то она должна быть в удовольствие, а не в тягость»…

…«У нас два урока физры в неделю, после занятий даже самая писаная  красавица становится похожа на старую, облезшую швабру. Душ - из разряда фантастики. Чтобы переодеться и придать себе божеский вид, десятиминутной переменки не хватает. А сколько хлопот с тасканием спортивной формы из кабинета в кабинет! Конечно, если будут нормальные условия для занятий и нормальная программа, а не тупое беганье по кругу и подтягивание на скорость - может, тогда имидж у физкультуры и поменяется. Я бы, например, с удовольствием теннисом занялась, или волейболом, или спортивными танцами»…

…«А я бы с удовольствием скейтборд  освоил или велосипедные трюки. Тогда  бы точно физра у многих любимым предметом стала!»…

Далее журналист  приводит экспертное мнение:

«В  качестве эксперимента осенью в 10-15 школах округа будут введены уроки «Основы  футбола». Для участия в программе  отберем учебные заведения, где  есть необходимые спортплощадки. К тому же в некоторых школах учителя физкультуры - бывшие футболисты».

Подобные интервью-полилоги встречаются на страницах газеты «Известия» достаточно часто. Разносторонность представляемых в таких материалах мнений по заданной теме позволяют  читателям делать полноценные выводы по обсуждаемой проблеме.

Протокольное  интервью, наиболее часто встречающееся  на страницах «Известий», можно обозначить как разновидность информационного. Оно информирует о мнениях и решениях официальных структур. В таком интервью журналист задает вопросы ответственным лицам, обладающим информацией в пределах своей компетентности. Как правило, продолжительность такого интервью невелика. Оно состоит из нескольких конкретных вопросов по теме, интересующей интервьюера.

Поводом для  протокольного интервью, как правило, служит принятие законов и передвижения на руководящих постах правительства, а также другие общественно важные события. Например, интервью с Александром Сидоровым, руководителем пресс-службы ФСИНа относительно сложившихся договоренностей о том, что все осужденные чеченцы теперь будут отбывать сроки наказания в Республике. Автор интервью обеспокоен отсутствием в Чеченской Республике тюрем и задается вопросом: «Неужели осужденные террористы будут теперь сидеть прямо дома?», но приведенные доводы компетентного лица успокаивают взволнованного журналиста: «Во-первых, перевод заключенных произойдет лишь тогда, когда в Чечне будет построена своя тюрьма. В этом ФСИНу должна помочь сама республика. И финансами, и строителями. Во-вторых, в Чечню поедут лишь те, кто на момент совершения преступления проживал там и был там же осужден, что соответствует статье 73 Уголовно-исполнительного кодекса. И самое главное - "пожизненники" в республику не поедут!».

Грань, отделяющая протокольное интервью от информационного, достаточно тонкая. Особенно в том, что касается участия и содержания ответов официальных лиц. Различие здесь можно провести по двум признакам: общественной значимости информации и обстоятельствам проведения интервью. Протокольное интервью, как правило, дается в официальных местах и государственных учреждениях. До сведения журналистов доводят информацию, касающуюся вопросов внутренней и внешней политики государства.

Итак, в информационном интервью используются все типы вопросов. Их выбор обусловливает характер события и поведение собеседника.

В «Известиях»  информационное и протокольное интервью размещается, как правило, в новостных  рубриках.

3.4. Особенности проблемного интервью

Целью такого интервью является выяснение и сопоставление различных точек зрения или путей решения проблем, имеющих важное социальное значение. В данном случае источник мнений не просто авторитетный, но и достаточно оригинально мыслящий человек, возможно благодаря служебному рангу, владеющему какой-то информацией. Проблемное интервью помогает разложить проблему на составные части или представить ее как дилемму. В таком интервью должен быть наглядно представлен обмен коммуникативными стимулами (так называемые трансакции) - открытый и скрытый, - взаимное побуждение к размышлению.

Проблемное  интервью, по мнению А.Н. Тепляшиной,- наиболее сложный вид интервью. «Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником»48.

Для «Известий» характерна «длящаяся проблема»  или «проблема и ее варианты», переключение проблемы в план дискуссии. 

Например, о  проблеме вступления России в ВТО  «Известия» беседуют с Заместителем комитета Государственной Думы по природным ресурсам, председателем общественного совета по ВТО Константином Ремчуковым (противником ускоренного присоединения России к ВТО) и с заместителем министра экономического развития и торговли, главным российским переговорщиком с ВТО Максимом Медведковым (сторонником ускоренного присоединения страны к ВТО).

Таким образом, данная проблема включается в план дискуссии. А обмен коммуникативными стимулами выступает как взаимное побуждение к размышлению.

В проблемном интервью меняется характер вопросов. Вопросы корреспондента и ответы носят официально-деловой характер, содержат большое количество стандартизированных элементов официально-делового стиля речи, терминологических слов и сочетаний профессионального характера, сложных синтаксических конструкций. Выбор определенной системы речевых средств и способы их организации диктуют условия беседы.

Как правило, вопросы направлены на получение  от респондента прогнозов развития ситуации.

Например, в интервью с управляющим ГУП "Мосгоргеотрест" Андреем Антиповым обсуждается исследования городской дорожной сети, где периодически проседает грунт. Журналист начинает интервью с открытых сложных вопросов: Сразу после провала на Ленинградском шоссе в 2006 году, когда в яму 15-метровой глубины ушел "КамАЗ" с прицепом, была дана команда создать геологический атлас Москвы. Как идет работа? Вопрос влечет наличие в ответе отчета о проделанной работе и определенного прогноза по плану работ на будущее, важность которых обусловлена компетентностью источника информации.

Дальнейший вопрос строится по такому же принципу: В Москве реализуется программа строительства высоток "Новое кольцо Москвы", предусматривающая возведение более 100 небоскребов на 60 участках. Выдержит ли наша земля такую нагрузку?

Далее журналист задает ряд закрытых вопросов, предполагающих конкретные ответы компетентного лица: Какие районы Москвы наиболее опасны с геологической точки зрения?

В конце интервью журналист просит А. Антипова прокомментировать прогноз некоторых экспертов-геологов относительно тревожной гидрогеологической обстановки в центре города Москвы, тем самым, представляя несколько разных точек зрения на проблему.

Для проблемных интервью наиболее характерны сложные, открытые, восполняющие узловые вопросы, встречаются вопросы «в досыл». Не характерны - контактоустанавливающие и наводящие вопросы.

Проблемное интервью зачастую представлено в форме интервью-диалога, в котором приводятся суждения журналиста и его собеседника, в равной мере интересные для аудитории, этот прием придает определенную динамику изложению материала, читателю необходимо не только вникать в суть ответа интервьюируемого, но и внимательно следить за ходом мысли самого журналиста.

Например, вот  перечень вопросов, заданных Председателю Центризбиркома Владимиру Чурову относительно предстоящих думских выборов: «Почему бы не ввести такую практику — человек приходит с паспортом на любой участок, ему ставят штампик и он голосует? Вы вроде выступали с такой инициативой... Насколько, на ваш взгляд, местные избиркомы независимы от властей? А насколько высока вероятность фальсификаций? А может, стоит допускать на участки наблюдателей от общественных организаций, которые сейчас лишены такого права, и тем самым повысить уровень контроля за выборами? Вы не планируете увеличить количество иностранных наблюдателей? Готовы ли в ЦИК, например, к тому, что некоторые страны признают выборы в России нелегитимными? Что вы намерены делать в этом случае? Нет доверия и к системе, по которой финансируются партии. Может, все-таки сделать ее более прозрачной? А максимальный размер избирательного фонда, на ваш взгляд, достаточен? Может, имеет смысл его увеличить, чтобы партии не использовали "черный нал" во время предвыборной кампании?». Все оценки, обобщения, выводы, эмоции в таких публикациях исходят от респондента. Однако из структуры вопросов видно, что корреспондент является равноправным участником разговора. В тексте интервью внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (он остается «за кадром», не высказывает своего мнения, но формулировкой, последовательностью и детализацией вопросов направляет содержание диалога в русло авторской концепции), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда — прямо, иногда — косвенно) и позицию корреспондента. «Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника»49. Таким образом, проблемное интервью на страницах «Известий» представлено в виде интервью-диалога.

Примечательно стремление «Известий» использовать возможности интервью в плане оперативного отклика и, в то же время насытить его не информационным, но аналитическим, проблемным содержанием.

3.5. Экспертное интервью

Экспертное  интервью проводится для выяснения  мнений собеседника о другом человеке или явлении. Во всех интервью с «источником мнений» усилия журналиста связаны с достижением наибольшей информативности беседы. Такие интервью ценны точностью высказываний, формулировок. Необходима ясность оценок, правомочность выступлений в качестве источника мнений. Разумеется, в первую очередь журналист обращается к мнению человека, обладающего общезначимым социальным статусом, заметным политическим, профессиональным рангом.

Характерной особенностью «Известий» является высокая  степень достоверности представляемой на страницах издания информации. Источниками этой информации являются широко известные российские и зарубежные политики, экономисты, предприниматели, министры, депутаты, деятели культуры и искусства, спортсмены. В газете практически нет интервью с рядовыми гражданами.

Как уже отмечалось, в «Известиях» одной из доминирующих тем являются общественно значимые события, интересующие широкие массы населения, различные сферы и отрасли государственной и правительственной деятельности. Собеседниками «Известий» соответственно становятся люди, обладающие правомочностью выступать в качестве источника мнений по конкретной проблеме. Респондент должен обладать общезначимым социальным статусом, заметным политическим, профессиональным рангом. Специфика жанра в том, что новость персонифицируется человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. Эффект воздействия на читателя зависит от степени авторитета, убедительности суждений интервьюируемых лиц.

Как правило, интервьюируемые - известные госслужащие, крупные банкиры, предприниматели, финансисты, политологи. А если имя респондента малоизвестно, журналист полностью указывает место его работы, занимаемую должность, что указывает на компетентность данного человека обсуждать ту или иную проблему.

Например, о поправках в законопроект о банкротстве кредитных организаций корреспондент «Известий» беседует с А. Козловым, первым заместителем председателя Банка России, который, несомненно, является экспертом в данном вопросе.

3.6. Интервью-анкета

Целью интервью-анкеты является определение мнений по конкретной проблеме, теме или явлению у большого количества лиц, не связанных друг с другом.

В «Известиях»  интервью-анкета играет роль оперативного отклика на только что случившееся событие. Публикуется интервью-анкета под рубрикой «Мнение», как правило, дополняя опубликованный тут же репортаж и другие, развернутые интервью.

Информация о работе Информационные жанры в газете «Известия»