Тема ночи в поэзии Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Краткое описание

Тютчева называют “певцом природы”. Автор был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.

Из всех современных ему русских поэтов Тютчев, больше чем кто-либо другой, может быть назван лириком в полном смысле слова. Он никогда не пытал своих сил в эпических жанрах, не обращался к драматургии. Его интересовало стихотворение, обычно короткое лишенное каких-либо жанровых признаков. Особенно интересны произведения, посвященные теме природы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1Тема природы в творчестве Ф.И.Тютчева……………………….……...4

Глава 2Тема ночи в произведениях Ф.И.Тютчева……………………………....8

Глава 3 Образы в стихотворении Ф.И.Тютчева «День и ночь»………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы …………………………………………………………….17

Содержимое работы - 1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

     Глава 2 Тема ночи в произведениях Ф.И.Тютчева

    Одна  из основных тем лирики природы Тютчева  — тема ночи. Многие тютчевские стихи  посвящены природе не просто в  разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

      Но меркнет день — настала  ночь;

    Пришла  — и с мира рокового

    Ткань благодатную покрова,

    Сорвав, отбрасывает прочь...

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами,

    И нет преград меж ей и нами — 

    Вот отчего нам ночь страшна! 

    Ночь  для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла...» В ней много тайн и загадок:

     ...На мир дневной спустилася  завеса;

      Изнемогло движенье, труд уснул...

      Над спящим градом, как в вершинах  леса,

      Проснулся чудный еженочный гул...

      Откуда он, сей гул непостижимый?..

      Иль смертных дум, освобожденных  сном,

      Мир бестелесный, слышный, но  незримый,

    Теперь  роится в хаосе ночном?..

      Мастерство Тютчева поражает. Он  умеет найти в самых обыкновенных  природных явлениях то, что служит  точнейшим зеркальным отображением  красоты, и описать это простым  языком:

      Лил теплый, летний дождь — его струи

      По листьям весело звучали...

      Тютчевская поэзия бывает возвышенной  и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой,  которую нельзя забыть, если хоть  раз прикоснешься к ее красоте.  «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева. 

    Тема  ночи связана с понятием «хаос» у Тютчева. Ночь – воплощение дисгармоничного начала, дисбаланса вселенских сил. Но она сближена с античными Божествами. Она – Богиня. В основе тютчевского представления о ночи лежат древние мифы и легенды. Образ его ночи дышит самой древностью, предысторией, проистекает из нее, тютчевская ночь неразделима с хаосом – прародителем всего сущего. Древний хаос - начало начал, зарожденье, исток. И вселенной и общества. В книге Шахновича М.И. о предыстории философии подробно повествуется о происхождении и развитии образа хаоса у древних народов. У древних греков «хаос» восходил к понятиям «зев», «зияние». У Гесиода «хаос – темная пропасть, зияющая бездна». Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь.

          У Аристотеля хаос –  первичное начало, пространство, у  Демокрита – безграничная пустота. Платон понимал Бога как приводящего в порядок хаос.

          Хаос не только у  греков отождествлялся с ночью. В  Древнем Египте говорили – «хаос  воды». Отождествление хаоса и мрака  породило веру, что все произошло  из ночи. «Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, предстает, как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта – образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью…» 
 

    В.Ходасевич  писал, что Тютчев всю жизнь он действительно тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять», когда не дневной ум, но «ночная душа» вдруг начинала жадно внимать любимой повести

    Изощренный  слух и изощренное зрение приводят Тютчева к одному: к разрушению «невозмутимого строя» во всем, к нарушению «созвучья полного в природе» — к обнажению бездны, родины всего сущего. И ночь, и «ветр ночной» равно страшны тем, что они уничтожают преграду меж человеком и этой родиной.

      Страстное желание слиться с природой, благословить ее всю чередовалось с неутолимой и нескрываемою тоской по родине. Тютчев поклонялся природе — и чувствовал себя в ней «сиротой бездомным». Вечно роптал, сознавая разлад с природой. В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из древнего Хаоса, как сигналы, подаваемые с далекой родины.  

    «Хаос»  у Тютчева – сгусток его образной энергии, постоянная мысль и неотвязное ощущение. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает своё начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию…»7. Ночь, по Тютчеву, - дитя и прародитель, с нее все началось, так ею же и должно закончиться:

          И чудится давно  минувшим сном

          Ему теперь все светлое, живое…

          И в чуждом, неразгаданном, ночном

          Он узнает наследье роковое…

          Все вместе – малые, большие,

          Утратив прежний  образ свой, 

          Все – безразличны, как стихия, - 

          Сольются с бездной  роковой!..

          Царице тьмы –  ночи противопоставлен белый день. Весьма интересно и своеобразно раскрыты у Тютчева их взаимоотношения:

          На мир таинственный духов,

          Над этой бездной  безымянной,

          Покров наброшен златотканый…

          День – сей  блистательный покров…

          Но меркнет день – настала ночь;

          Пришла – и, с  мира рокового

          Ткань благодатную  покрова

          Сорвав, отбрасывает прочь…

          После того, как ночь сбрасывает свою маску, свою дневную  завесу, - «бездна нам обнажена», мрак ночи манит человека, древний  хаос, хаос ночи – родимый. И человека тянет в бездну, впасть в бесконечность  сумрака…

          Но слияние же человека с хаосом ночи связано с утратой его материального существования и его сознания, оно не прекрасно, а, напротив, отталкивающе страшно и трагично:

    И нет преград меж ей и нами – 

    Вот отчего нам ночь страшна!

          День раскрывается у Тютчева как покров, наброшенный  над бездной, «блистательный покров», ночь – исчезновение «блистательного покрова». День, по Тютчеву, - созидатель, знаменует оживление всего земного, «души болящей исцеленье»; ночь – обнажение бездны со своими страхами и мглами», это разрушающая сила хаоса. День – «отрадный», «любезный»,    ночь – «сумрак зыбкий», «зверь стоокий». Но в то же время: полдень - «мглистый», неестественный, а ночь – «святая» «на небосклон взошла», среди ночи слышится «чудный еженочный гул». Она же и родоначальница, праматерь всего сущего, она – «начало» и «конец», день всего лишь слабое ее отражение, покрывало, завеса, скрывающая истинную владычицу света, бледная тень её.

          Ночь у Тютчева  – живая, как и любое другое явление природы. Интересно отметить, что главенствующую роль в характеристике ночи вообще играют глаголы: собственно она только через них и характеризуется. Особенно ярко это выражено в стихотворении «День и ночь»: «Настала ночь», «пришла», «сорвав ткань покрова», его «отбрасывает прочь»… Налицо факт, что ночь Тютчева сверхактивна, даже агрессивна; она «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляя созидательную его работу и связанных с ним «земнородных», ведь сила, активность ночи – мертвая, мертвящая. Вечерний час мертв:

                            Ты ли, утра гость  прекрасный,

                            В этот поздний мертвый  час?

    Чары  ночи гибельные, губительные чары:

                            Но восток лишь заалеет –

    Чарам гибельным конец…

      Ночной хаос «шевелится», «роится», «дышит», но то движение не жизни, а смерти.

    Ночь  раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала - она  и умудрила нас, заставила взглянуть  себе в глаза. Ночью, таинственной мистической  ночью всё принимает иной - не истинный ли? - вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир - это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ её неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством тёмных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей.

          Восприятие ночи, вселенского хаоса у Тютчева  двойственно. У Тютчева редко дается какое-либо одно односторонне показанное, а не раскрытое чувство. «В его лирике чувство дано вместе его антиподом. Голоса звучат врозь, расходясь, сходясь, перекликаясь, отрицая друг друга... Страсти, выраженные в его поэзии, даны в своей живой противоречивости»8. Как например, в стихотворении «Предопределение»: любовь – «союз души с душой родной», любовь – «съединенье, сочетанье» двух душ, но в то же время и «роковое их слиянье», «поединок роковой»… Любовь – «борьба неравная двух сердец», в результате которой одно из сердец «изноет наконец»…

    Ф.И.Тютчев жил и творил в одну пору величайшим из гениев русской поэзии – А.С.Пушкиным. Сравнивая лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина, можно заметить, что  эти два величайших поэта ХIХ являются двумя кардинально разными вершинами русской литературы. Если Пушкин поэт Солнца, то Тютчев– «ночной» поэт. От  пушкинской лирики исходит свет, веет ароматом  душевного возрождения, тютчевская же поэзия окутана «туманами», «нетленно-чистыми небесами», «сыпучими песками». Для сравнения рассмотрим два лирических произведения этих авторов. Вот строки из пушкинской ночи:

                      Во тьме твои глаза  блистают предо мною

                      Мой голос для  тебя и ласковый и томной

                      Тревожит позднее  молчанье ночи темной…

      У Тютчева же:

                      И сосен, по дороге, тени

                      Уже в одну слилися  тень…

    Ночь  хмурая, как зверь стоокий,

                      Глядит из каждого  куста!

          Герою Пушкина ночь приносит счастье, упоенье, тайные мечты  о возлюбленной окрыляют поэта, ночью  для пушкинского лирического  героя «текут ручьи любви,…сливаясь и журча…». Тютчевский же персонаж слышит лишь «молчанье мертвое» и «страшные песни» ветра в ночи.

          Оба поэта – творцы одной эпохи, оба исключительные романтики, но каждый ощущает ночь по-своему. Тютчевская царица мрака, начало начал у Пушкина приобретает совсем иные, мягкие, нежные, «теплые» черты. Но как привлекательна, очаровательна тютчевская ночь! Как она загадочна и таинственно-прекрасна!

          Блаженно-мрачный  образ ночи отнюдь не является определяющей характеристикой мрачного стиля поэта. «Цветущий мир природы» улыбается Тютчеву, вызывает «избыток упоенья», когда глаз поэта лицезреет, «на всем улыбку, жизнь во всем», как «сияет солнце, воды блещут»… Все, что его окружает в природе, он любит до безумия и душа трепещет от радости. Но больше всего из того, что природа подарила человеку, ему ближе ночь. И мы видим это по его стихам.

          Мотив ночи является сквозным практически для большей  части его лирики. Ночь – не просто образ, выхваченный им из мира природы, а неотступное мироощущение. Гнетущая его внутри тоска вырывается наружу и преобразуется в образ мрачной царицы, в темный хаос окружающего мира.

Информация о работе Тема ночи в поэзии Тютчева