Понятие принципов налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:12, реферат

Краткое описание

В теории финансового права не существует единой концепции принципов налогового права. Множественность взглядов относительно данной категории представляет собой закономерное явление, корни которого уходят в теорию права. И действительно, принципы налогового права вызывают живой интерес среди представителей юридической науки <1>. Однако процесс исследования и развития теории принципов налогового права направлен в основном в сторону общих, конституционных или отдельных видов принципов

Содержимое работы - 1 файл

О ПОНЯТИИ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

    --------------------------------

    <22> Гриценко В.В. Теория российского  налогового права. С. 67.

    <23> Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория  налогообложения. Алматы, 2002. С. 109.

    <24> Алексеев С.С. Структура советского  права. М., 1975. С. 21. 

    Чрезмерная идеологизация принципов свойственна в целом всем отраслям права <25>. В этом отношении справедлива точка зрения М.И. Ковалева, отмечающего: "Все исследователи знают, что принцип - это руководящее начало, фундамент права, но каждый из них по-разному оценивает, что считать этим началом" <26>. Конечно, использование философских определений в качестве основы принципов налогового права само по себе не является негативным обстоятельством. Но чтобы ограничить субъективные факторы в определении принципов, их необходимо наполнять юридическим содержанием, соответствующим основам налогообложения и налогового права. Принципы налогового права не должны быть мертвыми, малофункциональными категориями.

    --------------------------------

    <25> См., напр.: Разгильдиев Б.Т. Понятие и социальное назначение принципа уголовного права // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. N 1. С. 85 - 91; Шипова А.В. Гражданско-правовые и международно-частноправовые принципы исполнения обязательств из договора международной купли-продажи товаров // Юридическая наука и образование. 2008. N 1. С. 145 - 164; и др.

    <26> Ковалев М.И. Советское уголовное  право: Курс лекций. Вып. 1. Свердловск, 1971. С. 131 - 132. 

    Здесь не обойтись без обращения к историческим корням развития налогообложения и финансово-правовой науки, поскольку "без исторических и социологических знаний юридическая наука превращается в сухую и бесплодную диалектику, какой в значительной степени была средневековая юриспруденция" <27>. Основная задача в развитии данного вопроса - выявить основные идеи, лежащие в основе налогово-правового регулирования, которые могли бы определять направление создания, развития и совершенствования налогового права и налогового законодательства. Без этого нельзя давать определение принципа налогового права, отображающего его социальное назначение.

    --------------------------------

    <27> Алексеев Н.Н. Общее учение  о праве: Курс лекций, прочитанных  в Таврическом университете в  1918/19 г. Симферополь, 1919. С. 11. 

    Развивая  данную мысль, следует обратиться к категории "справедливость", понять ее историческую сущность и взаимосвязь с налоговым правом, поскольку практически каждое научное воззрение в области налогообложения так или иначе связано с мыслью о справедливом налогообложении. Именно справедливость налогообложения должна выступать в качестве основной идеи, лежащей в определении принципа налогового права. Следует проанализировать данную мысль подробнее.

    Первоначально обратимся к теории и философии  права. Понятия права и справедливости имеют один этимологический корень: "правовое", "праведное". С этих позиций регулирование общественных отношений - это регулирование на основе справедливости <28>.

    --------------------------------

    <28> Цыбулевская О.И. Принцип права  // Теория государства и права. Саратов, 1995. С. 123; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 216. 

    Каждому человеку присуще чувство справедливости. И.А. Ильин был убежден в том, что "где-то в глубине бессознательного живет священная способность  человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. С этого и начинается духовность человека, в этом и состоит жизнь духа. При этом, говоря о лучшем, надо разуметь не субъективно-приятное или удобное, а объективно совершеннейшее в смысле художественном, нравственном, социальном и религиозном. Человеку дано от Бога и от природы некое инстинктивное чувствилище для объективно-лучшего, и воспитать ребенка - значит пробудить и укрепить в нем на всю жизнь это инстинктивное чувствилище. В искусстве это называется художественным чутьем или "вкусом", в нравственности - совестью, или чувством справедливости, или еще органической добротой души, в науке - чувством истины или иногда очевидностью, в религии - жаждою Совершенства, молитвою или иногда Богосозерцанием, в общественной жизни это выражается в здоровом и крепком правосознании" <29>.

    --------------------------------

    <29> Ильин И.А. Теория государства  и права. 2-е изд., перераб. и  доп. М., 2008. С. 15. 

    Термин "справедливость" многоаспектен, имеет смысловые оттенки в философии, социологии, юриспруденции. Справедливость представляет собой нравственный ориентир во взаимоотношениях людей и нередко толкуется в контексте понятий "честность", "беспристрастность", "правда", "истина". Используются также и понятия "интерес", "желание", "благо". В подобном сочетании справедливость есть отношение человека к другому лицу, опосредованное отношением к благам, на которые они оба претендуют; возможно ее деление на дистрибутивную и уравнивающую. В праве о справедливости говорят как об универсальном принципе, объединяющем морально-этические ценности, которые общество желает видеть мерой, эталоном поведения.

    Выделяют  три функции справедливости: 1) помощь праву, доставляемая индивидуализацией  дела; 2) пополнение имеющихся в праве пропусков; 3) исправление слишком суровых последствий юридических норм <30>.

    --------------------------------

    <30> Бошно С.В. Доктринальные и  другие нетрадиционные формы  права // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 82 - 91. 

    Сегодня справедливость обоснованно признается не только вечной, но и высшей ценностью, с которой все остальные должны согласовываться и не могут ей противоречить <31>. Так что же представляет собой справедливость, как она соотносится с правом? Здесь нет однозначного ответа, поскольку не существует единодушия в понимании права <32>.

    --------------------------------

    <31> Мартышин О.В. Справедливость  и право // Право и политика. 2000. N 12. С. 4.

    <32> Бытко Ю.И. Справедливость и  право: Лекция. Саратов, 2005. С. 15. 

    Для сторонников нормативного понимания  права справедливость - не свойство, а принцип, исходная, определяющая идея, установка, составляющая нравственную основу возникновения, развития и функционирования права <33>. Например, М.Н. Руткевич пишет: "В понятии справедливости фиксируется моральное и правовое представление о том, что соответствует законам, нормам права и общественной, господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет" <34>. По М.Н. Руткевичу, несправедливость определяет содержание нормы права, а наоборот, норма права указывает границы справедливости.

    --------------------------------

    <33> Байтин М.И. Сущность права  (современное нормативное правопонимание  на грани двух веков). М., 2005. С. 94; Бытко Ю.И. Справедливость и право. С. 16.

    <34> Руткевич М.Н. Социалистическая  справедливость // Социологические  исследования. 1986. N 3. С. 16. 

    Представитель либертарно-юридического типа правопонимания В.С. Нерсесянц считает, что "справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость - это сущностное свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.)... Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому, собственно, и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализованном виде и формализованном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы" <35>.

    --------------------------------

    <35> Нерсесянц В.С. Философия права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 45. 

    Сторонники  естественно-правовой концепции утверждают, что нравственность дана человеку in potentia. Права на жизнь, свободу и телесную неприкосновенность, репродукцию потомства, собственность и т.д. даруются человеку in potentia от рождения в силу принадлежности к биологическому типу homo sapiens, и это - его естественные права <36>.

    --------------------------------

    <36> См., напр.: Виноградов П.Г. Очерки  по теории права. М., 1915. С. 150. 

    Как видно, среди представителей юридической  науки не существует однозначных  взглядов на понимание справедливости. Но можно с уверенностью сказать, что справедливость - не только правовая, а также философская и социологическая категория. Политики, философы, юристы и т.п. не устают говорить о справедливости, которая якобы установилась в России. В связи с этим Р.С. Данелян достаточно четко подчеркивает: "Справедливость - общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства. Существуют два значения понятия справедливости - широкое и узкое. В широком смысле справедливость есть разумность общественной жизни; она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, является основной добродетелью социальных институтов. В специальном, узком смысле слова справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Для построения теории справедливости существенно признание того, что индивиды рассматриваются в аспекте их совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и потому равные между собой. В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Всякая цельная концепция справедливости исходит из основополагающих и одинаково доступных всем индивидам ценностей, а всякая социальная практика справедливости предполагает некий каждый раз исторически конкретный набор материальных и духовных благ (от бесплатной раздачи пищи в античных полисах до блага свободы в современных либеральных демократиях), к которым все граждане имеют изначально равный доступ. Здесь точкой отсчета и исходным нормативным основанием справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности" <37>.

    --------------------------------

    <37> Данелян Р.С. Судейское усмотрение. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты // СПС "КонсультантПлюс". 

    Таким образом, Р.С. Данелян проводит незыблемую связь между справедливостью  и нравственностью. И в этом с  ним вполне можно согласиться. Конечно, справедливость - более широкая категория, чем нравственность, объединяющая все сферы социального представления о жизненных ценностях. Она может охватывать моральные, политические и экономические ценности в правосознании человека.

    В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость масштаба (требований, законов, правил, норм), посредством которого "измеряются" поступки граждан, становящихся в таком случае лицами, уравненными между собой в качестве субъектов права. И в морали, и в праве справедливость оказывается равенством, но существенно различным. Нравственная (этическая) справедливость - это, можно сказать, равенство бесконечностей, люди здесь равны так, как могут быть равны совершенные миры. Правовая справедливость, напротив, есть равенство единиц, она полностью укладывается в рамки арифметического равенства, но в известном смысле только ее и можно считать равенством, люди здесь равны именно как субъекты права, как если бы у них не было других свойств, интересов, потребностей, целей, кроме как выполнять нормы права. Люди равны и в качестве "соучредителей" социального пространства <38>.

    --------------------------------

    <38> Там же. 

    Особое  значение приобретает справедливость в урегулировании правом отношений  по взиманию и уплате налогов. Поскольку налоги являются основным источником в формировании доходов и отличаются по своему характеру безвозмездностью, то достижение "праведного" имеет значение не только важного и основополагающего вопроса, но и очень сложного, трудноразрешимого вопроса, обеспечивающего правомерное изъятие части доходов организаций и физических лиц в казну государства. В этом случае справедливость основывается не только на нравственных началах, но и на экономических законах и аксиомах, испытанных временем и обусловленных историческими факторами.

    Идея  справедливого налогообложения  стержнем пронизывает основные учения и теории в финансовой сфере. Она  свойственна и мыслителям глубокой древности, и современникам. Так, выражая  свои взгляды на справедливость в области налогообложения, Марк Випсаний Агриппа (63 - 12 гг. до н. э.) писал: "Налогообложение вовсе не отличительная черта монархии - любая форма правления требует взимания налогов... Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо, ни одна местность не остаются свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство предоставляет всем посредством взимания налогов" <39>.

Информация о работе Понятие принципов налогового права