Криминалистическая характеристика объективных признаков изнасилования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является половая неприкосновенность или половая свобода, при этом о половой неприкосновенности как объекте изнасилования может идти речь лишь при посягательствах на лиц, не достигших 16-летнего возраста, а равно тех лиц, которые, хотя и достигли такого возраста, но в силу психического заболевания, например слабоумия, неспособны осознавать характер совершаемых с ними действий. Половая свобода определяется в теории уголовного права как свобода женщины добровольно, без принуждения решать вопрос о вступлении в интимные отношения с мужчиной. В месте с тем при изнасиловании осуществляется также посягательство на честь и достоинство женщины.

Содержимое работы - 1 файл

Криминалистика. Износ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

Состав изнасилования  сконструирован по типу формальных составов. Это означает, что данное преступление признается оконченным с момента  начала полового акта, независимо от того, был ли он окончен. Другие же действия, направленные на преодоление сопротивления потерпевшей, попытки фактического совершения полового акта и прочее являются покушением на изнасилование и влекут ответственность по ст.131 УК со ссылкой на ст.30 УК.

Если в фактически совершенных насильником действиях  содержится состав иного преступления (хулиганства, оскорбления, нанесения побоев или причинения вреда здоровью потерпевшей), он должен отвечать за эти действия.

В тех случаях, когда изнасилование прекращается по причинам, не зависящим от воли виновного, его действия следует рассматривать по правилам, указанным в ст. 30 УК РФ, как приготовление либо покушение при доказанности прямого умысла на изнасилование.

Приготовлением  могут признаваться: срывание одежды с потерпевшей, применение физических либо психических мер.

Покушением считаются действия насильника, направленные на совершение физиологического акта совокупления. Стадия покушения при изнасиловании начинается с момента насильственного принуждения потерпевшей к совершению полового сношения и заканчивается моментом когда виновный вводит свой половой член в преддверие влагалища женщины или когда осуществить это ему мешают внезапно возникшие и независящие от его воли обстоятельства11.Покушение на изнасилование подразделяется на оконченное и неоконченное. При оконченном покушении на изнасилование отсутствует лишь фактическое половое сношение, а при неоконченном покушении виновный выполняет только некоторые из действий, входящих в объективную сторону изнасилования. Завершить свое преступное намерение в этом случае ему препятствуют независящие от его воли обстоятельства (например, появление посторонних и т.д.)

Так, И., П. и С., встретив в подъезде знакомую девушку, насильно затащили ее в подвал и  предложили совершить с ними половой  акт. Получив отказ, они повалили ее на пол, раздели и, используя насилие и угрозы, И. и П. совершили с ней половой акт. С. также пытался его совершить, но не смог по физиологическим причинам. Все трое были осуждены за оконченное преступление. Однако позднее приговор в отношении С. был изменен, и его действия были квалифицированы как покушение на изнасилование.

Покушение на изнасилование, согласно статистическим сборникам  о состоянии преступности в России, составляет приблизительно 9-12 % случаев  от общего числа возбужденных по ст. 131 УК дел.

В литературе приводились  данные, согласно которым покушения  на изнасилование составляют около 20 %. Иными словами, каждое пятое сексуальное  посягательство заканчивается более  или менее «благополучно» для женщины12.

Вместе с  тем в случаях, когда намерение  насильника на совершение полового акта не было доведено до конца, возникает  необходимость выяснить, нет ли в  действиях виновного добровольного  отказа. В соответствии со ст. 31 УК РФ добровольный отказ от изнасилования возможен на стадиях приготовления и неоконченного покушения. При этом виновный, добровольно отказываясь довести преступление до конца, сознает возможность совершения изнасилования. Иными словами, добровольный отказ (при наличии указанных в ст. 31 УК РФ условий) возможен до начала естественного физиологического акта. После этого разговор о добровольном отказе беспредметен.

Мотивами добровольного  отказа могут быть жалость либо отвращение к жертве, страх перед грозящим наказанием, опасность заразиться венерической болезнью и др. При добровольном отказе виновный в соответствии со ст. 31 УК РФ освобождается от уголовной ответственности и не отвечает за приготовление либо покушение на изнасилование.

Добровольный  отказ от доведения преступления до конца в силу ст.31 УК РФ исключает  уголовную ответственность за приготовление  или покушению на изнасилование  лишь при наличии следующих условий:

1) Лицо добровольно,  т.е. по собственной воле, прекращает предварительную преступную деятельность. Инициатива может исходить и от других лиц, но окончательное решение о прекращении изнасилования принимает сам субъект.

2) Намерение  совершить задуманное изнасилование  должно быть субъектом окончательно  остановлено.

3) Субъект должен  осознавать возможность доведения  преступления до конца и ничто  ему не может помешать сделать  это в конкретной ситуации13.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление предполагает наличие прямого умысла. Виновный осознает, что совершает половое сношение вопреки воле потерпевшей, используя насилие, угрозы или ее беспомощное состояние, и желает его совершить. Мотив не является обязательным признаком рассматриваемого преступления. Как правило, это сексуальный мотив, то есть стремление к удовлетворению половой страсти. Однако в правоприменительной практике встречаются изнасилования и по другим мотивам, например из мести, из стремления унизить женщину, из желания заставить ее выйти замуж за насильника.

Субъект изнасилования специальный. Им может быть лицо мужского пола, вменяемое  и достигшее на момент совершения преступления 14-летнего возраста. При  групповом изнасиловании в качестве соисполнителей по ст. 131 УК могут быть привлечены к ответственности и лица женского пола, достигшие 14-летнего возраста.

 

1.3 Криминалистическая характеристика  квалифицированных составов изнасилования

 

В ч. 2 ст. 131 УК предусмотрена  ответственность за квалифицированный  вид рассматриваемого преступления. К числу квалифицирующих изнасилование признаков относится: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, а также изнасилование заведомо несовершеннолетней.

Признаки форм группового преступления раскрываются в ст. 35 УК. Применительно к изнасилованию они имеют некоторые особенности. Изнасилование признается совершенным группой лиц, когда в нем участвовали два или более исполнителя, которые действовали в отношении потерпевшей согласованно. При этом действия лиц, невступавших в половое сношение, но применявших в отношении потерпевшей с целью преодоления ее сопротивления физическое или психическое насилие, признаются соисполнительством. Возможно привлечение по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК лиц женского пола. В литературе отмечалось, «что, за последние годы возросло количество случаев соучастия женщин в изнасилованиях. Как правило, эти преступления совершаются молодыми женщинами, часто несовершеннолетними, в отношении знакомых с целью снижения социально-психологического статуса последних» .

В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 15 июня 200414 года отмечается, что в случаях, когда лицо не совершало полового акта, но содействовало насильнику путем применения физического или психического насилия к потерпевшей, оно признается соисполнителем. В тех же случаях, когда содействие насильнику осуществляется путем советов, указаний, предоставлением информации, устранением препятствий, такие лица являются соучастниками и их действия квалифицируются по ст. 131 УК со ссылкой на п. 10 ч. 3 ст. 33 УК.

Чаще совершаются изнасилования  по предварительному сговору группой  лиц. В этих случаях виновные заранее  договариваются о совершении данного  преступления, зачастую намечая и  его жертву.

Угроза применения насилия  является одним из признаков основного  состава изнасилования (ч. 1 ст. 131 УК). Однако, в случаях, когда имеет  место угроза самым тяжким насилием, а именно угроза убийством или  причинение тяжкого вреда здоровью по отношению к потерпевшей или к другим лицам, ответственность наступает по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК.

Угроза может выражаться также в демонстрации орудия и  иных предметов. При наличии угрозы совокупности со ст.119 УК не будет.

В п. «в» ч. 2 ст. 131 УК говорится  также об особой жестокости по отношению к потерпевшей или к другим лицам. Она может заключаться в глумлении над потерпевшей, причинении ей особых страданий, в истязаниях, пытках, в совершении изнасилования в присутствии близких потерпевшей лиц (детей, мужа, родителей и др.).

Квалифицирующим изнасилование  признаком является заражение венерическим заболеванием (например, сифилисом, гонореей).

Обязательным условием квалификации по п. «г» ч. 2 ст. 131 УК является достоверное  знание виновного о наличии у  него именно венерического заболевания, так как заражение при изнасиловании потерпевшей инфекционным заболеванием (например, грибковой болезнью) под признаки п. «г» ч. 2 ст. 131 УК не подпадает.

Пленум Верховного Суда в  своем постановлении отметил, что  при заражении потерпевшей венерическим заболеванием совокупности со ст. 121 УК не требуется.

Изнасилование заведомо несовершеннолетней (п. «д» ч. 2 ст. 131 УК) имеет место  в случаях, когда потерпевшая  находится в возрасте от 14 до 18 лет15. Указание на заведомость означает, что виновному точно известно о недостижении потерпевшей совершеннолетия. Его искреннее заблуждение на этот счет, вызванное внешним видом потерпевшей, ее ложным сообщением о возрасте и тому подобное, исключает возможность квалификации изнасилования несовершеннолетней по п. «д» ч. 2 ст. 131 УК, так как иное решение вопроса означало бы объективное вменение, что противоречит принципу вины (ч. 2 ст. 5 УК). Верховный Суд РФ в определении Судебной коллегии по делу Г. подчеркнул, что изнасилование несовершеннолетней влечет уголовную ответственность по ч. 3 ст. 117 УК 1960 года (п. «д» ч. 2 ст. 131 УК 1996 года) лишь тогда, когда виновный заведомо знал, что совершает насильственный половой акт с несовершеннолетней16.

Изнасилование при наличии  квалифицирующих признаков является наиболее распространенным видом изнасилований.

В ч. 3 ст. 131 УК предусмотрена  ответственность за изнасилование  при наличии особо квалифицирующих  признаков:

- изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

- изнасилование, повлекшее  по неосторожности причинение  тяжкого вреда здоровью потерпевшей,  заражение ее ВИЧ – инфекцией  или иные тяжкие последствия;

- изнасилование потерпевшей,  заведомо не достигшей 14-летнего возраста.

Ответственность по п. «а»  ч. 3 ст. 131 УК наступает в случаях, когда смерть потерпевшей является результатом именно насильственного  полового сношения с ней и находится  в причинной связи с изнасилованием. Например, насильник сдавливает горло потерпевшей руками, кладет на лицо подушку, заклеивает рот скотчем, что бы не дать возможности потерпевшей позвать на помощь. Отношение к смерти в таких случаях у виновного может быть только неосторожным в виде легкомыслия или небрежности.

Так, действия И. были квалифицированы как изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей, по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК на том основании, что потерпевшая, будучи изнасилованной, покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна девятого этажа. Согласно определению Судебной коллегии Верховного Суда РФ квалификация по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК была неправильной, поскольку смерть потерпевшей наступила не в процессе изнасилования, а явилась его последствием17.

Понятие тяжкого  вреда здоровью потерпевшей определяется исходя из признаков, предусмотренных ч. 1 ст. 111 УК. Такой вред может быть причинен виновным в процессе изнасилования или наступить впоследствии, закономерно вытекая из насильственного полового акта18, и находится в причинной связи с изнасилованием. Законодатель в п. «б» ч. 3 ст. 131 УК указывает на то, что отношение к причиненному тяжкому вреду при изнасиловании характеризуется неосторожной виной.

Как справедливо  отмечается в теории уголовного права, «фактическое причинение в процессе изнасилования тяжкого вреда здоровью полностью охватывается п. «б» ч. 3 ст. 131 УК и дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требует»19.

Другим особо  квалифицирующим признаком согласно п. «б» ч. 3 ст. 131 УК является заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией. Обязательным условием вменения в вину субъекту изнасилования п. «б» ч. 3 ст. 131 УК является достоверное знание о наличии у него этой болезни (больной или вирусоноситель).

Буквальное  толкование п. «б» ч. 3 ст. 131 УК дает основание  полагать, что отношение виновного  к заражению венерическим заболеванием потерпевшей характеризуется неосторожной виной. Однако Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15 июня 2004 года отметил возможность в таких случаях наличия не только неосторожной, но и умышленной вины.20

В п. «б» ч. 3 ст. 131 УК дается неисчерпывающий перечень особо квалифицирующих признаков, потому что законодатель говорит  также об иных тяжких последствиях, которые представляют собой оценочный признак и в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств дела и заключения медицинской экспертизы. В правоприменительной практике к тяжким последствиям относят обычно самоубийство потерпевшей, беременность несовершеннолетней или малолетней, возникновение внематочной беременности и тому подобное.21

Изнасилование малолетней, то есть не достигшей 14-летнего  возраста потерпевшей, представляет повышенную опасность, так как подобные действия причиняют существенный вред физическому и нравственному формированию потерпевшей и зачастую накладывают негативный отпечаток на всю ее последующую жизнь.

Информация о работе Криминалистическая характеристика объективных признаков изнасилования