Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Краткое описание

В течение многих столетий люди употребляют наркотики, и столько же времени пытаются избавиться от этой беды. Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации – человеческая жизнь.

Содержимое работы - 1 файл

Тропинина Т. Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес. М, 2002. 146 с.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

    В этом свете становится реальной оценка, согласно которой ежегодно в мире легализуются (отмываются) доходы, полученные в результате наркобизнеса, в размере 300-800 млрд. долл. США4.

    Если  бы удалось перекрыть основные каналы отмывания наркодолларов, то наркобизнес  в немалой степени потерял  бы свою привлекательность. Баснословные доходы от наркооборота, исчисляемые  миллиардами долларов, невозможно хранить «в чулке». Однако перекрыть каналы не удается, ибо существует множество методов отмывания наркодолларов, и слишком могущественные силы наживаются на этих операциях.1

    Незаконный  оборот наркотиков активно стимулирует  и коррупцию, с помощью которой наркокартели и иные преступные группы, вовлеченные в процесс наркобизнеса, стремятся обезопасить свой бизнес  и уйти от ответственности. Часть прибыли тратится на подкуп и получение необходимой информации.  Ведется сбор сведений о коррумпированных чиновниках в правоохранительных органах и органах власти, данные о конъюнктуре рынка, о ценах на наркотики.2 Например, один из не самых крупных мексиканских картелей – Тиджуанский – тратит еженедельно 1 миллион долларов на взятки мексиканским судьям, прокурорам, полиции, армии, таможне. Генеральный прокурор Мексики признал, что 90% судей и прокуроров в Тиджуане «куплены» картелем.3

    Одной из важнейших общемировых тенденций  в развитии наркобизнеса также является его индустриализация. Незаконное производство наркотических средств приобретает характер хорошо налаженной индустрии. В зависимости от технологической сложности организации незаконных производств подпольные нарколаборатории можно условно подразделяются на кустарные, которые, как правило, обладают низкой производительностью и производство в которых осуществляется без сложных химических реакций, и промышленные, отличающиеся высокой производительностью и используемые для производства синтетических наркотиков посредством сложного химического синтеза.

    В отношении стран, широко производящих наркотические средства, введены  строгие экономические санкции. Однако количество нарколабораторий на территориях сокращается очень  медленно.

    В последние годы XX столетия наблюдалась тенденция к концентрации производства наркотических средств, укрупнение мощностей по производству наркотиков. Об этом свидетельствуют многочисленные факты обнаружения лабораторий-гигантов по производству  кокаина. Так, согласно данным, опубликованным антинаркотической полицией Колумбии, в 1996 г. в Центральной Колумбии была обнаружена и уничтожена подпольная лаборатория-комплекс, охраняемая крупным вооруженным формированием. Она располагала несколькими взлетно-посадочными полосами, была оснащена современной системой оповещения и отличалась высоким уровнем организации производственного процесса. Ежегодная максимальная производительность этой лаборатории могла составлять приблизительно 350 т кокаина.

    Увеличивается мобильность производителей наркотиков. Выявлены факты производства наркотиков в мобильных лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки.

    Также одной из важнейших тенденций  развития наркобизнеса в 90-е годы двадцатого столетия является повышение доли синтетиков. Это объясняется тем, что синтетические  наркотики обладают рядом преимуществ перед наркотическими средствами из растительного сырья. При производстве синтетиков может использоваться не только ключевой прекурсор, но и его заменители, с помощью которых можно получить не один, а несколько конечных продуктов. Кроме того, разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналогов позволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяя исходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, не входящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемых наркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включения новых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ в официальные списки.  А разнообразие используемых для производства наркотиков химических веществ, взаимозаменяемость исходных компонентов обеспечивают доступность и относительную низкие издержки производства синтетиков. В качестве исходных компонентов могут использоваться их неконтролируемые аналоги, что снижает уровень риска. Например, наркодельцы в Голландии вкладывают в производство одной дозы (пилюли, таблетки) "экстази" 7-9 центов, а продают ее оптом за 8-15 долларов. Существует также возможность изменять степень наркогенности синтетика и моделировать характер его воздействия на потребителя. Современные синтетики-аналоги по силе воздействия на потребителя обычно в сотни и даже тысячи раз превосходят своих предшественников.

    Процесс производства синтетиков не имеет жесткой привязки к источникам сырья, местам их транспортировки и сбыта. Вследствие этого наблюдается децентрализация оборота синтетиков. Кроме того, значительно сокращается число промежуточных звеньев в цепи «производитель – потребитель», что снижает уровень риска и издержек. Синтетические наркотики значительно сложнее обнаруживать на всех этапах их незаконного оборота, включающего стадии создания, транспортировки и торговли.

    В последние годы появляются новые  виды синтетических наркотиков. В  их производстве используются последние научные достижения. Значительные финансовые ресурсы инвестируются в финансирование самостоятельных исследований с целью поиска новых наркотиков и более совершенных технологий их изготовления. Кустарные и малопроизводительные мануфактуры вытесняются высокотехнологичными компактными лабораториями и крупными промышленными наркопредприятиями, которые обслуживаются квалифицированными специалистами.1

    Международный масштаб незаконного оборота  наркотиков и вовлечение все большего количества государств в мировую сеть маршрутов их нелегальной транспортировки фактически уничтожили существовавшее десятилетиями разделение стран мира на «потребляющие» (развитые капиталистические страны) и «производящие», главным образом развивающиеся страны.

    В 90-х годах двадцатого столетия наркобизнес получил развитие даже в тех странах, где ранее незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими ранее вообще не отмечались.  Эксперты ООН связывают причины развития транснациональных преступных организаций, в том числе и тех, чьей основной деятельностью является наркобизнес, с появлением соответствующих возможностей на глобальном уровне, что обусловлено долгосрочными тенденциями развития в мировой политике и экономике. В результате увеличения взаимозависимости государств, упрощения международных поездок и связей, повышения степени прозрачности национальных границ и формирования глобальных финансовых сетей появились мировые рынки сбыта как законной, так и незаконной продукции. Развитие и размах деятельности организованной наркопреступности можно считать в значительной степени отражением возможностей, появившихся в результате перестройки международных отношений, и изменений, произошедших в самих государствах. Таким образом, транснациональный наркобизнес может являться как причиной, так  и следствием важных перемен в глобальной политике и экономике2.

    К числу основных причин и факторов развития наркобизнеса можно отнести  следующие:

  • слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией (например, в Боливии, Колумбии, Перу).
  • проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу или политики «молчаливого примирения» в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников. Например, в Пакистане власти почти не препятствовали производству опиума, его транспортировке, фактически потворствуя наркодельцам.1
  • мощным фактором развития наркобизнеса является политическая и экономическая нестабильность. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками.
  • ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально-экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса. В подобных случаях
 

    в наркобизнес  активно вовлекаются наиболее активные люди с ограниченными финансовыми  и экономическими ресурсами.

  • коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе. В ряде стран, используя коррумпированных политиков, соучастников в правоохранительных органах, армии, таможне, наркомафия добилась неограниченного влияния. В частности, в Боливии в 80-е г.г. так называемая «наркократия» представляла собой, вероятно, самый яркий пример прямой связи правительства с преступной организацией, занимавшейся торговлей наркотиками. Специалисты утверждают, что невозможно было провести грань между военным боливийским правительством  и поставщиками наркотиков1. В то же время суверенитет государства, на территории которого возникают подобные преступные формирования, обеспечивает им надежную защиту от попыток других стран пресечь незаконную деятельность, ликвидировать центральные звенья и филиалы преступных структур.
  • увеличивающийся спрос на незаконные товары. Так, появление в начале 80-х годов колумбийских организаций по контрабанде кокаина отчасти объясняется сверхвысокой нормой доходности наркобизнеса, легкостью преодоления пограничных барьеров для ввоза в США.
  • сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют  их нормальному    экономическому  прогрессу и

    реализации  возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. В частности, слабость и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции (в Боливии, Перу и ряде других стран) сделали культивирование коки и опия весьма выгодным занятием для местных крестьян. Либерализация внешнеторговой деятельности.

  • экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. К примеру, возникновение колумбийского картеля в качестве одного из главных кокаиновых центров обусловлено уменьшением его роли как крупного производителя текстильных товаров. Торговцы наркотиками обеспечили альтернативную занятость рабочей силы, завоевав тем самым симпатии местного населения. Подобная лояльность имеет для преступников существенное значение, так как затрудняет работу служб контрразведки и противодействует результативности операций правоохранительных органов1.

    Кроме того, исследователи называют следующие  события, повлекшие за собой перемены в организации и деятельности индустрии производства наркотиков, а также бурный рост производства в последние два десятилетия  XX века:

  • резкое увеличение спроса на кокаин в США в 80-е годы, это привело к активизации усилий колумбийских производителей наркотиков, направленных на то, чтобы устранить своих основных конкурентов, расширить мощности по переработке сырья, усовершенствовать маршруты доставки наркотиков и нейтрализовать меры колумбийских властей по исполнению законов, касающихся нелегального наркобизнеса;
  • вторжение советских войск в Афганистан в 1979 г. и последовавший за этим длительный конфликт, способствовавший росту производства опиума, который в свою очередь, обеспечивал источник средств для ведения войны против СССР. Существует версия о разработке ЦРУ специальной программы под кодовым названием «Белый джихад» во время советско-афганского конфликта, суть которой заключалась в использовании Афганистана в качестве базы для изготовления опия-сырца и переброски его в республики СССР.1 Кроме того, военный конфликт позволил наркоторговцам, заручившись поддержкой моджахедов Ирана и Пакистана, использовать эти страны в качестве транзитных маршрутов;
  • исламская революция в Иране, когда помощь иранского правительства фундаменталистам в Долине Бекаа подорвала антинаркотические операции в Ливане и в регионе в целом и позволила Ирану стать важным элементом в системе распространения героина;
  • осуществление жестких антинаркотических мер в Колумбии  и Мексике в середине 80-х годов привело к изменениям в географии производства и продажи наркотиков, производство распространилось на Бразилию, Венесуэлу, Эквадор, важными перевалочными пунктами стали Суринам, Гаити и Парагвай;
  • крах в 1988 г. режима Не Вина в Мьянме (Бирме). Мьянма давно уже была крупным производителем опиума, но правительство Не Вина периодически осуществляло карательные операции против производителей и    торговцев опиумом.  В условиях политической

    нестабильности, возникшей после падения правительства Не Вина, интенсивность борьбы против наркобизнеса ослабла, и в итоге к началу 90-х годов Мьянма превратилась в крупнейшего в мире производителя опиума;

  • комбинация интенсивных мер в Колумбии, последовавших после убийства кандидата в президенты Карлоса Галаны в августе 1989 года, и интервенция США в Панаму в декабре 1989 г. привели к определенным сдвигам в наркоиндустрии Латинской Америки: Панама перестала существовать в качестве крупного центра наркоторговли, сократилось производство кокаина в Колумбии и увеличилось его производство в Перу, расширились операции с наркотиками в Аргентине, Чили и других странах Южной америки; произошло относительное ослабление Медельинского наркокартеля и усиление его конкурента – картеля Кали;
  • очевидное насыщение рынка кокаина в США в начале 90-х годов, следствием чего стало стремление наркодельцов к диверсификации «продукта» и рынков. Латиноамериканские накоторговцы стали заниматься освоением и расширением рынков в Европе, Японии и на Среднем Востоке. Картель Кали, например, начал рекрутировать курьеров в Польше для контрабандной переправы кокаина через польско-германскую границу; правоохранительные органы Чехии и Польши обнаружили подпольную сеть организаций, охватывавшую Польшу, Чехию и Нидерланды, центром этой сети была чешско-колумбийская компания по импорту аграрной продукции;
  • непрекращающиеся эксперименты по созданию новых психотропных веществ, таких как «снег». Эти наркотики можно изготавливать в любом месте при наличии соответствующих химических веществ1;
  • интернационализация торговли наркотиками. Так, некоторые страны не

Информация о работе Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне