Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Краткое описание

В течение многих столетий люди употребляют наркотики, и столько же времени пытаются избавиться от этой беды. Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации – человеческая жизнь.

Содержимое работы - 1 файл

Тропинина Т. Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес. М, 2002. 146 с.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

    Синтетические наркотики

      К синтетическим наркотикам относятся несколько групп препаратов, имеющих различный спектр действия – от  стимуляторов до барбитуратов, являющихся, по сути, снотворными препаратами.

      В течение последних десяти лет  отмечался интенсивный рост торговли стимуляторами амфетаминного типа. Конфискации стимуляторов выросли за период с 1990 по 1998 г.г. в четыре раза, в то время как кокаина и героина – не более чем на 50%.  

      Рост  торговли синтетическими стимуляторами  в 1980-х г.г. был ограничен несколькими  регионами (Северная Америка, некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Западной Африки). Употребление синтетических стимуляторов затронуло различные социальные группы – банды байкеров в США, рыбаков, дальнобойшиков и тех, кто занят на рынке сексуальных услуг в Восточной и Юго-Восточной Азии, студентов в Европе и Америке. В 1990-х годах ситуация изменилась, и употребление  синтетических наркотиков, как часть рейв – субкультуры, стало распространяться среди молодежи во всем мире.  В отличие от предыдущих наркотических «эпидемий», распространение синтетических стимуляторов затронуло молодежь всех социальных групп. В 1990-ых г.г. синтетические стимуляторы стали тем же, чем за десять лет до этого был кокаин, и показали самый интенсивный рост производства и потребления.

      В конце 1990-ых годов наблюдались некоторые  признаки замедления роста спроса на стимуляторы в Западной Европе и  Северной Америке. Однако это компенсировалось развитием торговли стимуляторами  в других регионах.

      Торговля  синтетическими стимуляторами сконцентрирована в трех регионах: Восточной и Юго-Восточной Азии (41 % общемирового количества конфискаций в 1997/98 г.г.), Западной Европе (38 %) и Северной Америке (16 %). В регионе Австралии и Океании основным рынком потребления стала Австралия (1,5%). Основным рынком стимуляторов в Европе является Великобритания (20% от общемирового количества конфискаций). Торговля же сконцентрирована в основном в странах Бенилюкса (13%), особенно в Нидерландах (11%). Нидерланды, к тому же, являются одним из основных производителей синтетических наркотиков. Меньшие по размеру рынки – в Скандинавии (3%), Германии (2 %), Франции (1,5 %) и Испании (1 %). Две трети конфискованных в Европе стимуляторов произведено в Голландии, 15% - в Польше и 12% - в Бельгии.

      Самый большой рынок стимуляторов в Северной Америке – в США (14% от общемирового количества конфискаций). Торговля и производство в основном сконцентрированы в юго-западных штатах, хотя в последние несколько лет наблюдается тенденция к распространению производства к центру страны и в восточные штаты.

      Установить  относительные размеры рынка  в Восточной и Юго-Восточной  Азии представляется затруднительным, поскольку количество конфискаций  из года в год очень сильно колеблется. В 1997/98 г.г. 19% от общемирового количества стимуляторов было изъято в Таиланде, 11% - в КНР, 3% - в Филиппинах и 3% в Японии, 1% - в Гонконге и 1% - в Мьянме.

      На  востоке и юго-востоке Азии и  в Северной Америке наиболее распространен  метамфетамин, в Европе – амфетамин  и «экстази» (метилендиоксиметиламфетамин – МДМА – сильный стимулятор со слабым галлюциногенным действием). Торговля метамфетамином в Европе еще очень ограничена, исключение составляет Чехия, где он производится и используется под названием «первитин». В Восточной Азии и на Гавайях основным наркотиком является «ледяной» метамфетамин – метамфетамин высокой степени очистки, его курят. В Юго-Восточной Азии распространен метамфетамин более низкой степени очистки – в форме таблетки.   Метамфетамин в США в основном употребляется с помощью шприца.

      В странах бывшего СССР  распространен  эфедрин.   Южной Америке –  «аноректики» (лекарства для потери веса), которые продаются в аптеках  часто без надлежащего предписания  врача. На Ближнем Востоке – фенетиллин (каптагон). В  Египте – макситон форте. Этот наркотик, первоначально известный как дексамфетамин, производился в Европе, однако теперь его выпускают в подпольных лабораториях Египта под другим названием.

      Самый интенсивный рост конфискаций стимуляторов (в 1987/88-1997/98 г.г.)  произошел в Европе (25 %), Океании (21%) и Восточной и Юго-Восточной Азии (12%). В этих же регионах наиболее сильно выросло

употребление. Снижается количество конфискаций  стимуляторов в Южной Америке, Африке и некоторых странах Ближнего Востока. В этих странах стимуляторы  на нелегальный рынок попадают в основном из легальных источников. В Северной Америке, Европе, Австралии, Восточной и Юго-Восточной Азии большая часть незаконных стимуляторов производится в подпольных лабораториях, из легального производства в такие лаборатории попадают прекурсоры.  Поскольку прекурсоры широко варьируются, чрезвычайно сложно установить контроль над подобным производством.

      Подпольные  лаборатории по производству стимуляторов в 1960-х годах появились в США  и в Европе, в 1980-х – в Корее, на Филиппинах, в Тайване, Китае и Гонконге.  В 1990-х г.г. синтетические стимуляторы производились практически во всех регионах мира. В КНР, Таиланде и Мьянме Мощности лабораторий, предназначенных для производства героина, позволяют параллельно производить амфетамин. В Западной Европе, особенно в Нидерландах и Великобритании, распространены маленькие лаборатории большой мощности. Расширилось производство стимуляторов в Балтийских Государствах, Болгарии, Чешской Республике, Мексике, Польше и США9.

      В то время как торговля другими наркотиками межрегиональна, торговля стимуляторами обычно происходит внутри того же региона, где они производятся, зачастую даже в пределах страны-производителя. Исключение составляет «экстази». Большая часть этого наркотика производится в лабораториях Европы – голландских, гурманских и бельгийских. Первоначально «экстази» употреблялся исключительно в пределах Европы, которая продолжает оставаться основным регионом торговли и потребления. Однако во второй половине 1990-ых г.г. значительно увеличился экспорт «экстази» из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку и страны Азии. В 1999 США изъяли самое большое количество этого наркотика, причем в

основном  изъятый «экстази» имел европейское  происхождение10. Цена одной дозы «экстази» в США составляет 30 долларов, в России – до 6011.

      В целом синтетические наркотики  занимают доминирующее положение среди  других групп наркотических и  сильнодействующих веществ. Они  не требуют длительного выращивания  и связанных с этим возможных  потерь (например, в результате засухи, уничтожения плантаций и т.п.); минимальный объем вещества (доза может составлять долю миллиграмма) способствует более безопасной транспортировке, а широкий круг потребителей обеспечивает высокие доходы. Кроме того, научно-технический прогресс позволяет синтезировать наркотики нового  поколения, более дешевые и более сильные.

      Итак, несмотря на положительные тенденции  снижения производства наркотиков в  некоторых странах, отмеченные в  докладе ООН о положении с  наркотиками в мире за 2000 год, наркобизнес продолжает оставаться высокодоходным видом транснациональной преступной деятельности. Производство наркотиков нового поколения позволяет снижать цены и вовлекать в нелегальный наркооборот все большее количество людей. Структурная организация ТПО, занимающихся наркобизнесом, помогает легко уходить от ответственности, жертвуя только низовыми звеньями розничной торговли и курьерами. Транснациональность характера  деятельности не позволяет юрисдикциям отдельных стран эффективно бороться с наркобизнесом. При этом наркобизнес активно стимулирует другие виды транснациональной преступной деятельности12 
 
 
 

Глава 3.

Взаимосвязь наркобизнеса с другими  глобальными проблемами человечества.

      Проблема  незаконного производства наркотиков очень тесно переплетается с другими глобальными проблемами человечества. Это распространение СПИДа, финансирование деятельности террористов, развитие организованной преступности в целом.

      Еще одна проблема, тесно связанная с  незаконным оборотом наркотиков и имеющая глобальный характер – поляризация государств, все большее углубление промышленного неравенства. Именно в контексте проблемы стан «третьего мира» сделана попытка рассмотреть незаконный наркооборот в Докладе ООН о положении с наркотиками в мире за 2000 год. По мнению экспертов ООН, то, что географически производство наркотиков все более и более сосредотачивается на территории таких государств – не просто совпадение. Подходить к этому нужно не  с той позиции, что государства «третьего мира» намеренно занимаются наркопроизводством – нет, незаконное производство наркотиков – лишь симптом глубоких проблем этих стран, и наркопроблема – одна из самых трудноразрешимых.

      Это относится к тем государствам, чьи институты настолько слабы, что не могут организовать действенное внутреннее регулирование и внешнюю безопасность, к государствам, неспособным или не желающим обеспечить защиту всем слоям населения. Кроме того, в настоящее время земной шар сотрясают 250 политических конфликтов различной интенсивности, около 30 из них носят межгосударственный характер. Слабость государств предоставляет благоприятные возможности для организованных преступных групп. Растет преступность, коррумпированность государственных институтов, и, как следствие, законы перестают играть роль. После того, как только организованная преступность начинает чувствовать свою силу и убеждаться в ней, о законном и эффективно функционирующем государстве не может быть и речи. Подобные криминализированные государственные образования меньше всего заинтересованы в соблюдении прав человека. Если с государством произошло нечто подобное, восстановление нормальной обстановки – долгий, сложный и дорогостоящий процесс, направленный не только на построение государственных институтов, но и на устранение противоречий среди населения страны, искоренение взаимного недоверия.

      Все вышесказанное обусловливает вовлечение населения государств «третьего  мира» в процесс незаконного  производства наркотиков. С этой точки  зрения, культивирование опиумного  мака для крестьянина в Афганистане – поиск путей выживания в жестоком окружающем мире в условиях длительного внутреннего государственного конфликта, нестабильной обстановки и ежедневной угрозы для жизни.  В других случаях производители наркотиков платят своеобразный «налог» со своей прибыли, идущий на нужды повстанческих групп, таких как Революционные вооруженные силы Колумбии. В обоих случаях производство наркотиков является инструментом для достижения более широких целей. Кока или опийный мак играют здесь лишь роль товара, который можно хорошо продать.

      Несомненно, решение проблемы незаконного  производства наркотиков должно  сопровождаться рядом иных мер,  направленных на помощь государствам  «третьего мира» в преодолении  сложной внутренней обстановки. Международным сообществом должны быть приняты меры к предотвращению бедности, к обеспечению безопасности населения, и, если обстоятельства будут складываться благоприятно, к построению в этих странах нормально функционирующих государственных институтов.

    И именно в контексте проблемы государств «третьего мира» следует рассмотреть угрозу, которая в последнее время особенно остро стоит перед человечеством – взаимодействие между наркодельцами и террористами. И терроризм и незаконный оборот наркотиков угрожают жизни миллионов людей, устойчивости государственных институтов,  национальной безопасности.

    Так, координатор Государственного департамента США по борьбе с терроризмом Майкл  Шихан заявил  на заседании подкомитета  по преступности Юридического комитета Палаты представителей: «Наркоторговцы и производители наркотиков, как и международные преступники... ищут такие уголки на земном шаре, где они могли бы безнаказанно действовать без контроля со стороны властей. Неудивительно, что часто имеет место смычка между теми, кто занимается терроризмом, и теми, кто участвует в других международно запрещенных видах деятельности»1.

  В связи с тенденцией неуклонного сокращения финансовых "вливаний" со стороны традиционных государств-спонсоров терроризма террористы все чаще прибегают к другим источникам финансирования, таким как производство и продажа наркотиков. И последнее десятилетие ознаменовалось дальнейшей консолидацией и развитием взаимовыгодного сотрудничества между террористическими группами и поставщиками наркотиков, а также все более широким участием террористических групп в перевозках наркотиков в целях финансирования своих операций.

        И террористы, и наркодельцы вносят  свою «лепту» в эти взаимоотношения.  Террористы, обладающие опытом полувоенных  операций, снабжают наркодельцов  оружием; поставщики наркотиков используются в качестве «дойных коров», обеспечивающих террористам доступ к финансовым источникам, существенно превосходящим их обычные каналы получения денег. Наркодельцы также обладают опытом незаконной отправки и отмывания денег. Таким образом, наркобизнес и терроризм во все возрастающей степени действуют совместно.

Информация о работе Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне