Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Краткое описание

В течение многих столетий люди употребляют наркотики, и столько же времени пытаются избавиться от этой беды. Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации – человеческая жизнь.

Содержимое работы - 1 файл

Тропинина Т. Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес. М, 2002. 146 с.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

    являются  производителями наркотиков и не сталкиваются остро с проблемами злоупотребления ими, но оказываются  глубоко вовлеченными в процесс  наркоторговли в силу своего географического положения. К примеру, Узбекистан и Азербайджан приобрели важное значение в наркоторговле в Средней Азии1, Гайана и Тринидад и Тобаго стали важными перевалочными пунктами при движении наркотиков из Колумбии в США, а Нигерия – для потока героина из Юго-Восточной и Юго-Западной Азии2.

      Стремительный рост и международная экспансия  наркобизнеса, опутывающего своими сетями все новые и новые страны, явились  важнейшим, но не определяющим фактором эволюции наркоситуации в современном  мире. Все большее значение приобретает активное противодействие этому злу на международном и национальном уровне, осуществляемом на основе многочисленных программ, таких, как Программа ООН по международному контролю над наркотиками, Европейский план действий по борьбе с наркотиками (1995 – 1999), субрегиональная Программа по контролю над наркотиками в Юго-Восточной Азии, Межамериканская наркостратегия, антинарковойна и политика сертификации, проводимые США и многие другие. Немаловажную роль сыграло смягчение с окончанием периода «холодной войны» политических противоречий, и сотрудничество государств в сфере борьбы с наркобизнесом стало практически более осуществимым мероприятием. Например, еще недавно казались неосуществимыми программы сотрудничества, в которых участвовали бы одновременно Египет, Израиль, Иордания и Палестинская Автономия (между тем такая программа введена в феврале 1999 года) или сотрудничество Индии и Пакистана в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков (это сотрудничество под эгидой Управления по борьбе с наркотиками и профилактике преступности ООН началось в конце 1990-х годов)1.

    В 1998 Генеральной Ассамблеей ООН была проведена специальная сессия по проблемам наркотиков, на которой  были поставлены цели – вдвое сократить  потребление наркотиков и существенно уменьшить их незаконное производство к 2008 году. В то время эти цели могли показаться недостижимыми, но опыт последних двух лет   свидетельствует о том, что поиск путей эффективного контроля над наркобизнесом все-таки дает положительные результаты.

    Доклад  о положении с наркотиками  в мире за 2000 г. – работа базирующегося  в Вене Управления ООН по борьбе с наркотиками и профилактике преступности – отмечает наиболее существенный прогресс в тенденции  к сокращению производства двух главных  проблемных наркотических веществ в мире - кокаина и героина2.

    В докладе утверждается, что благодаря  серьезному подходу со стороны большинства  стран, являющихся основными производителями  коки и опийного мака, эти растения возделываются сейчас в меньшем, чем когда-либо, числе стран. Пино Аларчи, исполнительный директор УБНПП, привел следующие факты, говорящие о положительных изменениях, произошедших на фронте борьбы с наркобизнесом:

    • В 2000 году в Пакистане фактически прекратилось производство опийного мака, кроме того, после выполнения пятнадцатилетней программы уничтожена вся продукция.
    • В Боливии за три года в соответствии с «Основным планом», введенным в действие в 1997 году, на 78% сократились площади незаконного культивирования коки.
    • Производство коки в Перу, резко возросшее в 1980-х годах, с 1992 года так же стремительно снижается с 50-процентным сокращением поставок кокаина на мировой рынок.
    • За 18 месяцев, последовавших за соглашением, достигнутым между УБНПП и Президентом Лаоса, культивирование опиума в Лаосе, который является одним из трех основных мировых производителей, было сокращено на 30% .
    • В 1990-х годах культивирование опийного мака во Вьетнаме сократилось на 90%.
    • Производство опийного мака в Таиланде уменьшилось под жестким руководством короля страны, поддерживаемого местными социальными институтами и международным сообществом, в частности, Программой ООН по международному контролю над наркотиками и Управлением по борьбе с наркотиками и профилактике преступности
    • Площади, занятые посевами опийного мака достигли самого низкого уровня с 1988 г., т.е. в 1999 г. посевы опийного мака занимали площади, на 17% меньшие, чем в 1990 году. Площади, на которых культивируется кока, тоже достигли самого низкого уровня   с 1987 года, и в 1999 году посевы коки занимали на 14% меньше посевных площадей, чем в 1990 году.
    • Снизилась доля незаконного наркопроизводства в экономике основных стран-производителей наркотиков. Даже в тех странах, где уровень производства наркотических веществ все-таки имеет высокие показатели, доля производства наркотиков в ВВП падает – в Колумбии она упала на 2,5%, после того как поднялась на 7% с середины 1980-х годов.
    • К концу последнего десятилетия потребление наркотиков в развитых странах стабилизировалось или снизилось; по сравнению с предыдущим десятилетием упало потребление кокаина в Северной Америке, стабилизировалось злоупотребление героином в Западной Европе.1

      «Пришло время изменить наш взгляд на наркотики, - говорит исполнительный директор УБНПП Пино Арлачи. - Мировое сообщество должно отказаться от психологии отчаяния, охватившей умы поколения, и верить в то, что ничто не сможет вернуть нас назад и тем более ничто не заставит нас остановиться на достигнутом. Мы должны сосредоточиться на прагматическом, интегрированном, долгосрочном подходе к снижению спроса и предложения в отношении нелегальных наркотиков. Совместными усилиями мы действительно можем в течение восьми лет достичь двух целей – существенного сокращения спроса на наркотики и уничтожения производства коки и опийного мака»2.

      Таким образом,  несмотря на все расширяющуюся экспансию наркобизнеса, многолетний опыт многих стран мира по поиску путей эффективного контроля над ним уже сейчас позволяет увидеть положительные результаты. И, возможно, в перспективе международное сообщество сможет закрепить первые успехи в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и углубить положительные тенденции, прослеживающиеся на рубеже веков. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Характеристика наркобизнеса: преступные группы,

    виды  наркотиков, стадии производства и  распространения,

    территории  сбыта.

    Незаконная  деятельность по производству и распространению  наркотиков в настоящее время  является одним из самых распространенных источников доходов транснациональных  преступных организаций. И именно индустрия  наркобизнеса определила в значительной степени динамику и общие перспективы развития транснациональной организованной преступности в конце XX века.

    Виртуальная (фактическая) корпорация, столь настойчиво пропагандируемая теоретиками менеджмента  в качестве ведущей конкурентоспособной  предпринимательской структуры XXI столетия, уже нашла свое реальное воплощение: 1) наркодельцы развивают общую сетевую структуру независимых компаний; 2) они обмениваются информацией, профессиональными навыками, методами регулирования цен; 3) открывают доступ на рынки друг друга; 4) объединяют свои потенциалы в попытках создания и использования новых рынков в различных регионах мира.1

    Среди экспертов идут споры о том, к  какому типу организации относятся  наркокартели. Специалисты Управления по борьбе с наркотиками США определяют картель как «большую корпорацию, имеющую ряд вице-президентов». Каждый из них возглавляет какое-либо отделение или «консорциум», члены которого работают вместе в тех случаях, когда это их устраивает. Когда же необходимость отпадает, они действуют на свой страх и риск. Американский журнал «Тайм» считает картель «конфедерацией преступных семейств», а колумбийский журнал «Семана» характеризует его как «федерацию многочисленных независимых групп, которые время от времени заключают стратегические союзы». Эксперты английского еженедельника «Экономист» отвергают эти определения, заявляя, что термин «картель» упрощает организационную структуру корпораций, занимающихся наркотрафиком, что нередко ведет к ошибкам в борьбе с ними. Чилийские специалисты, уделяющие большое внимание данной проблеме, подчеркивают транснациональный характер наркобизнеса: «Наркотрафик не является еще одним видом незаконной деятельности, которых великое множество. Это огромное и сложное транснациональное предприятие, которое генерировало новое явление в современном мире, а именно так называемую наркоэкономику»1.

    Многие  аналитики считают, что международные  наркооперации вышли далеко за рамки  чисто «хозяйственной деятельности». Один из исследователей этой проблемы, Джеймс Миллз, характеризует наркобизнес следующим образом: «Международная индустрия наркотиков – это в действительности вовсе и не индустрия, это – империя. Суверенная, самодовольная и надменная, экспансионистская, это подпольная империя,  хотя и часто раздираемая внутренней борьбой, всегда выступала перед мировым сообществом сплоченным фронтом. Сегодня она явила себя миру столь же безмерно стяжательской и безжалостно эксплуататорской, как и любое имперское государство XIX века, столь же обширной, как и Британская империя, столь же способной к решительному сплочению, как и Американская республика. Агрессивная и насильственная по своей природе подпольная империя имеет свои собственные армии, дипломатов и разведслужбы, банки, торговые флоты и авиалинии. Она стремится к расширению своего господства всеми способами – от нелегальной подрывной деятельности до открытой войны»2.

    При всем многообразии картелей в них  царит железная дисциплина страха, потому что наказание одно – смерть. Живучесть транснациональных преступных организаций также в немалой степени связана с тем, что, проводя свои операции, они полностью игнорируют границы государств, национальный суверенитет, в то время как международные и национальные силы, ведущие с ними борьбу, обязаны действовать по строгим правилам, устанавливаемым этими атрибутами государственности.

    World Drug Report 1997 определяет следующие преступные  группировки, контролирующие рычаги  управления глобальным наркобизнесом:       Таблица 11

  Основная  деятельность Размер  группы Международные связи
Кокаиновые 

картели

Штаб-квартиры расположены в основном в Колумбии и Мексике. Руководят полностью  всем циклом, начиная от производства и до доставки кокаина в любой  угол мира. Имеют жесткую  пирамидальную структуру, сферы  влияния разделены географически. Коза–Ностра,

 Ла Коза  Ностра, Триады, Якудза

Триады наркотики, предоставление денежных ссуд, игорный бизнес, рэкет, вклады в сервисный сектор, денежные вклады (инвестиции) с целью отмывания  денег, контроль системы подпольной иммиграции Около 170000 чел Во главе структурной пирамиды стоит босс, его заместители и боссы кадрового подбора. Основной костяк составляют бойцы (солдаты). Наиболее  известны гонконгские «Сун и он», «14К», «Во Федерейшен»; тайваньские  «Юнитайтед Бамбу», «Фор сиз бэнд»;  «Грейт Сёкл» (Китай). Ведут активную деятельность  в Азии, Европе, США. Основная сфера деятельности -  Гонконг, Мьянмар, Тайвань, Филиппины  и США.
Якудза Вовлечена во все  сферы криминальной деятельности: рэкет, мошенничество, наркотики, проституция, порнография. В Азии специализируются на трафике метамфетамина. Состав: 60000 постоянных членов и 25000 вспомогательных. Весьма сложная  структура, состоит из тысяч мелких групп, семей. Связана с ОПГ  США, Колумбии, Германии, Китая, стран  СНГ
Коза  Ностра (Италия) Наиболее известная ОПГ, занимается крупномасштабной контрабандой наркотиков, организовывая, разрабатывая новые маршруты доставки. Финансирует, помогает отмывать деньги другим мелким ОПГ, также занимается вымогательством Имеет вертикальную структуру организации, насчитывает примерно 5000 человек в региональных временных комиссиях. Базируется  на

о. Сицилия, но имеет  свои филиалы на всех континентах. Имеет  связь со всеми наркогруппировками и картелями, Ла Коза Ностра и Мафией в республиках СНГ.

Ла  Коза Ностра (США Нью–Йорк) Занимается  наркобизнесом, незаконным игорным  бизнесом, контрабандой оружия, проституцией, вымогательством, влияет на профсоюзы  США. Состоит из 3000 боевиков (солдат) и 25 семейств, пять из которых,  наиболее влиятельные, базируются в  Нью–Йорке. В основном связана  с наркокартелями (кокаин) и Коза Нострой , а также с мафией республик  СНГ бывшего СССР.
Мафиозные группировки, базирующиеся в бывшем восточном блоке. Наркобизнес, торговля оружием и ядерными материалами, контрабанда людей и товаров Около 5700 банд, 200 из них имеют сложную структуру и дилеров в 29 странах Связаны с ОПГ  США, с кокаиновыми картелями  и Коза Нострой.
 

    Транснациональные организации, занимающиеся наркобизнесом, имеют определенные рынки сбыта  не только в территориальном отношении, но и нередко по видам «продукции» (героин, кокаин, марихуана и др.) Кроме того, они могут быть в значительной степени дифференцированы функционально, по этапам производства и распространения наркотиков.

    Часть ТПО ориентированы на многоэтапный процесс: от производства до реализации  какого-то одного наркотика (например, героина). Контроль за всей цепочкой в индустрии наркобизнеса: от выращивания наркотикосодержащих растений и производства естественных или синтетических наркотиков до их сбыта и легализации выручки – позволяет таким организациям ослабить действия правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков (путем их коррумпирования) и многократно повысить прибыль на разнице цен между оптовой и розничной продажей. Ярким примером такой ТПО являются колумбийские наркокартели, которые, по сути, представляют собой промышленные концерны по производству кокаина из произрастающего в Южной Америке сырья. Они же контролируют экспорт произведенного кокаина на рынки США, Канады и Европы.

    Другие ТПО предпочитают осуществлять деятельность лишь на отдельных стадиях незаконного оборота наркотиков. Так, например, нигерийские преступные организации занимаются в основном транспортировкой и распространением разных видов наркотиков. Нигерия продолжает оставаться основным звеном в структуре наркоторговли на африканском континенте, а также главным перевалочным пунктом, через который осуществляется торговля наркотиками между странами Восточного и Западного мира1. Мексиканские картели,  не занимаясь производством наркотиков, осуществляют лишь их транспортировку и распространение. Турецкие организации известны переработкой героина и его поставкой в страны Западной Европы.

    Таким образом, наркобизнес многоаспектен, его характеристика должна осуществляться по нескольким параметрам: видам наркотиков, стадиям их производства и распространения, территориям производства и сбыта, основным маршрутам и способам доставки, изменению тенденций этих параметров за последние несколько лет.

    Если  следовать этой схеме, то мы получим следующую картину.

    Кокаин.

    Эксклюзивными производителями кокаина являются страны «андской группы»: Колумбия, Боливия  и Перу. В этих трех странах сосредоточено  98% мирового производства коки. Возрастает производство кокаина в Бразилии. Относительно невелико количество кокаина, производимого в Эквадоре, Венесуэле, Аргентине. Значительная часть перуанского и боливийского сырья перерабатывается в Колумбии, и кокаин  поступает на внешние рынки именно из этой страны. В 90-х годах XX века, по оценкам экспертов, мощность подпольных лабораторий колумбийского наркобизнеса по производству наркотиков составляла около 350 тонн

Информация о работе Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизне