Использование специальных знаний на досудебном следствии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:27, дипломная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены правовые, организационные и тактические аспекты использования специальных знаний в ходе раскрытия и расследования преступлений. Акцентировано внимание на проблемах взаимодействия специалиста–криминалиста со специалистами других отраслей знаний при их одновременном участии в следственных действиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Правовые и организационные аспекты использования специальных знаний на досудебном следствии ……………………………………………………… 5
1.1.Понятие и сущность специальных знаний………………………......5
1.2.Формы использования специальных знаний на досудебном следствии………………………………………………………………………….....…..15
1.3.Процессуальная регламентация использования специальных знаний в ходе проведения следственных действий………………………………........40
2.Криминалистические аспекты участия специалистов в следственных действиях ………………………………………………………………………………47
2.1.Участие специалиста – криминалиста в осмотре места происшествия, обыске, воспроизведении обстановки и обстоятельств события…..........47
2.2.Взаимодействие специалиста–криминалиста со специалистами других отраслей знаний при их одновременном участии в следственных действиях……………………………………………..………………………………..57
Заключение……………………………………….……………………………..64
Список использованной литературы……………………………………….....66

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

    Специалист  в необходимых случаях может  привлекаться следователем для участия  в осмотре места происшествия, местности, помещения, предметов и документов, в наружном осмотре трупа, при эксгумации трупа, при выемке, обыске, воспроизведении обстановки и обстоятельств события преступления и получении образцов для сравнительного исследования и т.п.

    Так, например, обыск, связанный с извлечением  компьютерной информации, имеет ряд особенностей. Некоторые авторы даже считают, что из – за своеобразия тактики самого обыска, а также технических средств, применяемых для обнаружения и изъятия информации, хранящейся на физических носителях или в оперативной памяти компьютера, можно выделить новый вид обыска – обыск средств компьютерной техники34.

    При проведении обыска по делам, связанным  с необходимостью извлечения компьютерной информации, идет обычный активный поиск и изъятие объектов, в том числе информации, представляющей интерес для дела, и привлечение специалиста в данной области просто необходимо для качественного проведения данного следственного действия. Особенность здесь состоит в характере информации, месте ее хранения и способе изъятия. Еще до начала обыска следователь должен четко представлять, что надо искать и где, а также принять решение о форме и способе изъятия компьютерной информации. От этого будет зависеть тактика обыска, а также состав лиц, в том числе и специалистов, которые будут осуществлять изъятие необходимой информации из винчестера (жесткого диска), либо самой компьютерной техники.

    Важнейшим следственным действием, в ходе которого необходимо широко использовать специальные знания, является осмотр места происшествия, например пожара. В его производстве большую помощь следователю могут оказать специалисты, причем не только пожарного дела, но и других профилей — инженеры-электрики, химики, строители и т. п.

    Специалисты обращают внимание следователя –  на особенности обстановки места пожара, имеющие отношение к установлению причин возгорания, обнаружения очага пожара, путей распространения огня и другие специфические обстоятельства дела, окажут помощь в закреплении и изъятии доказательств, помогут «выжать» из обстановки места происшествия всю возможную информацию. При помощи специалиста следователь соберет исходные данные для последующего производства экспертиз.

    Таким образом, без специалистов нельзя квалифицированно произвести осмотр места происшествия по делам о пожарах, железнодорожных и иных авариях и катастрофах и тому подобное.

    Примером  этого служит взрыв в Одесской области вследствие чего, был разрушен жилой дом. Расследование началось немедленно. Обстановка была сложная и требовалась помощь различных специалистов. Выбрать нужных специалистов оказалось делом нелегким, так как взрыв газа мог произойти и по вине работников газовой сети монтажного управления, и проектной организации горжилуправления, и «горэнерго». Надо было обеспечить строгую нейтральность специалистов, которых предполагалось использовать в качестве экспертов.

    Прокуратура области решила пригласить специалистов из госгортехнадзора и нефтеперерабатывающего завода. Вместе со следователем, понятыми и представителями заинтересованных организаций они тщательно проверили техническое состояние газовой магистрали, оборудования и точно зафиксировали результаты осмотра.

    В итоге следственного исследования, произведенного на месте происшествия, обнаружилось, что проектанты, монтажники и эксплуатационники допустили отступление от правил. Оборудование в момент подключения газа к дому уже давало утечку в подвальные помещения через старые подземные вводы, которые остались открытыми35.

    В литературе правильно отмечается, что  участие специалиста в следственном действии не ограничивается рамками производства следственного действия36. Следователь вправе привлечь специалиста к участию в подготовке проведения следственных действий, поручать ему применение соответствующих приемов и технических средств, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, проводить необходимые измерения, получать разъяснения по специальным вопросам, возникающим при производстве следственных действий и фиксации их хода и результатов. Эти действия специалиста не имеют самостоятельного процессуального значения. Они осуществляются в рамках следственного действия по поручению следователя и носят характер научно – технической помощи. Консультации и пояснения, даваемые специалистом по поводу специальных вопросов, возникающих при производстве следственных действий, не имеют доказательственного значения.

    Наиболее  часто следователи пользуются помощью  специалистов при подготовке материалов для судебной экспертизы. Это обусловлено тем, что экспертиза назначается в случаях, когда для разрешения вопросов имеющих значение для расследования по уголовному делу необходимы специальные знания и навыки. Помощь специалиста может быть использована для обнаружения, фиксации и изъятия объектов экспертизы при обыске, выемке, осмотре места происшествия и других следственных действиях, а также для обнаружения, отобрания или изъятия образцов. При получении образцов крови, слюны, изготовлении слепков зубов и в других случаях участие специалистов, по нашему мнению, обязательно.

    Все чаще привлекаются специалисты для  участия в допросах, что помогает следователю уяснить сущность ряда специальных вопросов, правильно оценить достоверность показаний допрашиваемого.

    При подготовке к допросу свидетелей, потерпевших и обвиняемых следователь, учитывая особенности допрашиваемого, с участием специалиста может точнее определить круг вопросов, которые надлежит выяснить, наметить их последовательность, определить, как лучше использовать материалы экспертизы, вещественные доказательства и др. Если следователь приходит к выводу, что усвоение специальных знаний, которые необходимо использовать при допросе, не представит для него трудностей, он сам изучает различные пособия, справочники, инструкции. Однако и в этих случаях целесообразно получить консультацию сведущего лица о том, какие именно пособия, справочники по интересующему его вопросу могут быть использованы.

    Указом  Президиума Верховного Совета Украинской ССР «О внесении дополнений и изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Украинской ССР» от 30 августа 1971 г. введен специальный  раздел, предусматривающий особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних37. Например, одна из ст. вышеуказанного раздела предусматривает - участие специалиста в допросе несовершеннолетнего обвиняемого – (ст. 438 УПК Украины), в которой говорится, что если несовершеннолетний обвиняемый не достиг шестнадцати лет или признан умственно отсталым, при предъявлении ему обвинения и допросе в качестве обвиняемого могут присутствовать педагог или врач. Привлечение названных специалистов к допросу несовершеннолетнего обвиняемого преследует цель оказания помощи следователю в подготовке и проведении этого следственного действия с учетом уровня психического развития подростка, его возрастных особенностей и условий воспитания, а также способствует правильной и полной фиксации его показаний38. Педагог или врач, в соответствии с законом, участвуют и в допросе несовершеннолетнего свидетеля (ст. 168 УПК Украины)39.

    Вопрос  об использовании врача в качестве специалиста при допросе несовершеннолетнего обвиняемого и свидетеля в законодательстве решается неодинаково. По смыслу статьи 438 УПК Украины, предусматривающей допрос несовершеннолетнего обвиняемого, врач может быть приглашен вместо педагога или наоборот (допрос несовершеннолетнего обвиняемого может производиться в присутствии «педагога или врача»). В статье же 168 УПК Украины указывается, что при допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 16 лет может присутствовать педагог, а при необходимости — врач. Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что при допросе несовершеннолетнего обвиняемого врач вызывается вместо педагога или наоборот, а при допросе свидетеля — врач наряду с педагогом. Этот вопрос в законодательстве следует решить единообразно.

    Если  законодатель исходит из того, что  участие врача более целесообразно в допросе в каких – то конкретных условиях, например, в связи с особенностями психического развития несовершеннолетнего, то независимо от процессуального положения несовершеннолетнего (свидетель или обвиняемый) педагог не может заменить врача. Участие врача в допросе несовершеннолетнего и в этом случае необходимо. Возникает вопрос: необходим ли при этом и педагог? В.Д. Позняк считает, что «в случае, когда необходимо допросить несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет в присутствии врача, участие педагога не исключается»40. По нашему мнению, одновременное участие врача (педиатра, психиатра) и педагога во многих случаях целесообразно, поскольку они своими специальными знаниями способствуют достижению одной и той же цели: установлению контакта с допрашиваемым, правильному ведению допроса, полному и точному его протоколированию.

    Педагог или врач, участвующий в допросе  несовершеннолетнего, должен быть компетентным, т. е. быть специалистом в своей области знаний, и незаинтересованным в результатах дела. Поэтому следователь перед началом допроса удостоверяется в личности и компетентности педагога (врача), выясняет его отношения с обвиняемым и потерпевшим41.

    Специалист–педагог, участвуя в допросе несовершеннолетнего, должен своими знаниями в области педагогики и психологии оказать следователю помощь в получении полных и правильных показаний. Достижение этой цели возможно лишь при условии, что к допросу привлекается педагог, имеющий опыт работы с тем возрастным контингентом, к которому относится допрашиваемый. В настоящее время это обстоятельство следователи не всегда учитывают, в силу чего участие педагога в допросе иногда носит формальный характер.

    Существенное  значение при допросе несовершеннолетнего  имеет установление контакта между следователем и допрашиваемым, чему как раз и способствует участие в допросе педагога. В связи с этим возникает вопрос, должен ли педагог приглашаться из числа учителей, известных допрашиваемому, или в допросе может участвовать любой педагог.

    В литературе по этому поводу имеются  различные высказывания. Одни считают, что для участия в допросе следует приглашать одного из учителей школы, в которой учится несовершеннолетний42, другие рекомендуют приглашать педагога, который преподавал в любом другом учебном заведении43. На наш взгляд, целесообразней привлекать педагога из школы, в которой учится несовершеннолетний, который допрашивается. Данную точку зрения мы поясняем тем, что знание материалов уголовного дела, которые могут предоставляться специалисту перед следственным действием, не заменит знание педагогом повадок, характера несовершеннолетнего, что в свою очередь обеспечит более качественное осуществление допроса несовершеннолетнего, также зная, педагогом, подходы к беседе с несовершеннолетним, будет еще одним немаловажным условием получения более точных и правдивых показаний от несовершеннолетнего.

    Как было замечено нами ранее, педагогу, который  должен принять участие в допросе несовершеннолетнего, целесообразно предоставить возможность до допроса ознакомиться с материалами дела, касающимися характеристики личности несовершеннолетнего, его окружения, интересов. Исходя из материалов дела, педагог может порекомендовать следователю собрать дополнительные сведения о несовершеннолетнем.

    Изучение  совместно с педагогом материалов дела, содержащих сведения, о личности допрашиваемого, позволит следователю с учетом особенностей психического развития данного подростка избрать наиболее эффективные тактические приемы допроса, определить место его производства, продолжительность и т. д.

    Независимо  от того, присутствует ли педагог на допросе несовершеннолетнего, несовершеннолетнего допрашивает следователь. Педагог же с разрешения следователя может задавать допрашиваемому вопросы. Поэтому нельзя согласиться с мнением Э.Б. Мельниковой, рекомендующей поручать педагогу проведение части допроса по заранее разработанному плану44.

    Кроме того, разъясняя педагогу, право  задавать вопросы, следователь должен обратить его внимание на недопустимость постановки наводящих вопросов и  таких вопросов, которые могут  оказать на несовершеннолетнего психическое давление, поскольку это может отрицательно сказаться на выяснении обстоятельства дела.

    Также следует отметить, что на практике и в юридической литературе нередко  встречается неправильное понимание  функций и процессуального положения  специалиста. Так, к его функциям нередко относят помощь в разработке версий и в планировании расследования, консультации по вопросам целесообразности назначения экспертизы, а также по объему задания эксперту и правильной формулировке ставящихся перед ним вопросов, в оценке экспертного заключения и др.

    На  наш взгляд, здесь допускается  смешение понятий специалиста в  общеупотребительном смысле слова и специалиста как процессуальной фигуры. Разумеется, следователь, вправе получить любую консультацию у какого – то сведущего лица (равно как и почитать соответствующую специальную литературу или каким – то иным образом повысить свою квалификацию). Но от этого такое лицо не станет специалистом в процессуальном смысле. Закон предусматривает только одну форму деятельности специалиста – участие в следственных действиях. Дача, каких – либо консультаций за рамками следственных действий – это непроцессуальная деятельность. Она осуществляется в непроцессуальной форме (например, такая консультация может быть дана по телефону), сведущее лицо не приобретает в таких случаях никаких процессуальных прав и обязанностей, не несет никакой процессуальной ответственности и, наконец, непроцессуальная консультационная деятельность не является препятствием к последующему назначению данного лица экспертом по делу.

Информация о работе Использование специальных знаний на досудебном следствии