Использование специальных знаний на досудебном следствии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:27, дипломная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены правовые, организационные и тактические аспекты использования специальных знаний в ходе раскрытия и расследования преступлений. Акцентировано внимание на проблемах взаимодействия специалиста–криминалиста со специалистами других отраслей знаний при их одновременном участии в следственных действиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Правовые и организационные аспекты использования специальных знаний на досудебном следствии ……………………………………………………… 5
1.1.Понятие и сущность специальных знаний………………………......5
1.2.Формы использования специальных знаний на досудебном следствии………………………………………………………………………….....…..15
1.3.Процессуальная регламентация использования специальных знаний в ходе проведения следственных действий………………………………........40
2.Криминалистические аспекты участия специалистов в следственных действиях ………………………………………………………………………………47
2.1.Участие специалиста – криминалиста в осмотре места происшествия, обыске, воспроизведении обстановки и обстоятельств события…..........47
2.2.Взаимодействие специалиста–криминалиста со специалистами других отраслей знаний при их одновременном участии в следственных действиях……………………………………………..………………………………..57
Заключение……………………………………….……………………………..64
Список использованной литературы……………………………………….....66

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

    В юридической литературе встречаются  утверждения, что деятельность специалиста вообще не имеет никакого доказательственного значения70. Это неверно. Выявленные специалистом следы, изготовленные им модели (слепки, оттиски, схемы и др.), результаты использования технических средств при фиксации следственного действия (фотосъемка, видео-, звукозапись), безусловно, имеют доказательственное значение, причем нередко весьма существенное. Другое дело, что вся эта деятельность фиксируется в рамках соответствующего следственного действия, а не объективизируется в отдельный, самостоятельный источник, каковым является, например, заключение эксперта. Но это не означает, что рассматриваемая деятельность вообще не имеет никакого доказательственного значения, просто она выступает как органическая часть совокупной деятельности ряда субъектов и не порождает отдельного, самостоятельного источника доказательственной информации.

    Нельзя  согласиться также с мнением, что «специалист не проводит никаких исследований, а если и проводит, то они относятся к непроцессуальной деятельности»71. Специалист может проводить (в рамках следственного действия) не только элементарные исследовательские действия в виде, например, визуального осмотра при поиске следов и доказательств, но и более сложные исследования, сопряженные с использованием научно – технических средств и аппаратуры, например измерение и взвешивание различных объектов, исследование в косопадающих или ультрафиолетовых лучах и др. Основное отличие таких исследований от деятельности эксперта заключается (помимо процессуальной формы) в следующем. Результатом исследовательских действий специалиста могут быть только наглядно воспринимаемые факты, имеющие общедоступный характер и понятные всем участникам следственного действия, в том числе и понятым, которые должны засвидетельствовать эти факты. Таким образом, это отличие состоит в том же, в чем заключается отличие экспертизы от использования специальных познаний в рамках следственных действий.

    В связи с этим можно отметить еще  один момент, отличающий деятельность специалиста от экспертизы. Все действия, которые осуществляет специалист, в принципе может выполнить следователь, если он обладает соответствующими знаниями и навыками (за исключением, разумеется, случаев, когда участие специалиста обязательно по закону). Если функции следователя и эксперта несовместимы и экспертиза должна быть назначена независимо от того, обладает ли следователь соответствующими специальными познаниями, то к участию специалиста это положение не относится. Специалист не обладает процессуальной самостоятельностью, он лишь помощник следователя. Он заменяет следователя в силу не процессуальной, а научно – технической некомпетентности последнего. Поэтому там, где следователь сам достаточно компетентен, он может обойтись без специалиста.

    На  основании выше изложенного, следует  заметить, что такая процессуальная форма использования специальных знаний, как привлечение специалистов – криминалистов к участию в проводимых следователем следственных действий дает возможность следователю не только собрать все возможные доказательства во время проводимого следственного действия, но и объяснить их происхождение, а также составить их четкое и полное описание, что в последствии может способствовать изобличению лица совершившего преступление, если оно неустановленно либо установлению подельников, по расследуемому уголовному делу, если виновное лицо установлено и оно совершало преступление не в одиночку. Однако на сегодняшний день практика привлечения специалистов – криминалистов к проведению следственных действий в случаях требующих его участия не велика. Это объясняется тем, что следователи перед проведением данных следственных действий часто полагаются на свои знания и не привлекают специалистов – криминалистов к их участию, в результате этого множество доказательств не обнаруживаются. Это приводит к провалу расследования по конкретному уголовному делу, что в свою очередь ведет к вынесению судом, в отношении лица совершившего преступление оправдательного приговора за отсутствием доказанности вины.

 

     2.2. Взаимодействие  специалиста-криминалиста  со специалистами  других отраслей  знаний при их  одновременном участии

    в следственных действиях 

    Отдельные тактические аспекты использования  группы специалистов в следственных действиях впервые рассмотрены В.В. Циркалем72. Однако данная тема на сегодняшний день не находит соответствующего отражения в литературе, хотя более подробное ее освещение  и анализ в юридической литературе мог бы дать новые предложения для более полного и объективного разрешения задач уголовного судопроизводства.

    Чаще  всего взаимодействие специалиста  – криминалиста и специалистов других областей при одновременном участии  в следственном действии осуществляется во время дежурства в следственно – оперативной группе. Так, следственно – оперативные группы по расследованию умышленных убийств, предусматривают участие в их составе специалистов – криминалистов и судебных медиков.

    Включение в состав следственно – оперативных  групп, выезжающих для осмотра места  преступления при расследовании убийств, изнасилований, краж с проникновением в помещения и хранилища, дорожно – транспортных происшествий с тяжкими последствиями, специалистов – криминалистов, судебных медиков, судебных автотехников и представителей других отраслей специальных знаний — это четко наметившаяся тенденция современной организации расследования, отвечающей требованиям научно-технического прогресса.

    Взаимодействие, специалиста – криминалиста со специалистом из области медицины во время следственного действия при расследовании убийств, играет очень важную роль в обнаружении, фиксации и закреплении доказательственной базы. Во время производства следственного действия вместе они осуществляют процесс сбора доказательств, а именно:

  • осуществляют описание криминалистически – значимых фактов (например изменение вещной обстановки, обусловленных событием преступления),
  • детальный осмотр предметов, с указанием в протоколе на их изъятие с целью обнаружения латентных следов (рук, ног, зубов, орудий преступления);
  • детальное описание следов борьбы, нанесенных телесных повреждений, сопровождающиеся брызгами и потеками крови, повреждениями и иными следами на окружающих предметах (особенно при осмотре квартир, салонов автомобилей) с детальным описанием и фотографическим запечатлением таких следов в их взаимосвязи друг с другом и с вещной обстановкой, что способствует разрешению ситуационных задач, выдвижению обоснованных следственных версий о механизме события;
  • производство совместного осмотра судебным медиком и криминалистом одежды и обуви, а также иных предметов в зоне трупа (обивки мебели, чехлов, постельного белья) с целью обнаружения посторонних волокон – наложений, иных микрочастиц, а при осмотрах на открытой местности — почвенных загрязнений, растительных частиц;
  • детальное описание использованных специалистами научно – технических средств (за исключением использованной фотоаппаратуры и фотоматериалов);
  • детальное описание способов транспортировки трупа в морг, меры по обеспечению криминалистической сохранности одежды, характера и способов упаковки изымаемых предметов со следами и самих следов.

    Каждый  из приглашенных к проведению осмотра  специалистов, действуя под руководством следователя в соответствии с требованиями ст. 128-1 УПК Украины, в то же время обязан выполнять свои функциональные обязанности, направленные на конкретные объекты приложения специальных знаний (для судебного медика таковыми являются труп и его одежда, для криминалиста — вещная обстановка места происшествия в целом и следы ее изменения, для судебного автотехника — транспортные средства и обусловленные их перемещением следы и т. п.). Однако приглашение специалистов разных отраслей знаний обусловлено не только наличием определенных объектов (труп, транспортное средство), требующих использования конкретных специальных знаний, которыми в полной мере не обладает специалист – криминалист широкого профиля, но и необходимостью комплексного использования этих знаний для успешного решения поставленных задач.

    Специалисты взаимодействуют на протяжении всего  следственного действия, поскольку решение следственных идентификационных, диагностических и в особенности ситуационных задач, требуют этого.

    После определения границ осмотра следователь  предметно определяет объем и  порядок, прежде всего раздельной деятельности каждого из присутствующих специалистов с учетом его функциональных обязанностей.

    В дальнейшем решается вопрос о формах и способах совместного детального осмотра специальных объектов, предметов и следов присутствующими специалистами. По рассматриваемой категории дел типичными объектами совместного осмотра разнопрофильными специалистами в форме полного или частичного взаимодействия являются:

    1)одежда  и обувь трупа, совместный осмотр  которых целесообразно проводить  судебным медиком и криминалистом  с целью обнаружения посторонних волокон – наложений, микрочастиц краски, металла, растительных частиц, почвенных или иных загрязнений, следов выстрела, разреза, удара т. п.;

    2)салон  автомобиля, совместный осмотр которого  с учетом следов и повреждений на трупе, его одежде, на обшивке и деталях салона и приборах управления следует проводить судебным медиком, криминалистом и автотехником с целью обнаружения взаимосвязанных следов, обусловленных событием преступления;

    3)следы  крови и огнестрельных повреждений  на вещной обстановке.

    Осмотр  этих следов с целью их увязки с имеющимися повреждениями на трупе для определения механизма их возникновения должен быть произведен судебным медиком и специалистом – криминалистом.

    По  изученным делам производился совместный осмотр не только одежды и обуви трупа судебными медиком и криминалистом, но и находящихся в зоне обнаружения трупа обивки мебели, постельного белья, чехлов (в салонах автомобилей). Вследствие этого могут быть обнаружены микрочастицы, которые могут свидетельствовать о контактном взаимодействии потерпевшего с преступником или вещной обстановкой преступления, что в последствии может играть важную роль во всестороннем, полном и объективном расследовании по определенному уголовному делу.

    При совместном взаимодействии специалиста  – криминалиста со всеми приглашенными специалистами определяются пространственные границы помещений, или участка местности, подлежащие осмотру. Локализация последних должна определяться с учетом мнения этих специалистов, основанного на предварительном изучении расположения специальных объектов (трупа, транспортных средств), следов, связанных с событием преступления и изменениями вещной обстановки.

    Наличие сформированных следственно – оперативных  групп, включающих разнопрофильных специалистов (чаще всего судебного медика и сотрудника экспертно – криминалистического подразделения), позволяет следователю на основе полученных сведений о совершенном преступлении использовать консультации специалистов для принятия организационных мер по охране места происшествия, пополнению научно – технических средств (особенно при неблагоприятных погодных условиях и условиях освещения) обеспечению вспомогательными техническими средствами для транспортировки – трупа или буксировки попавших, в аварию транспортных средств, а также для планирования участия специалистов в следственном действии.

    Важна роль специалистов и при проведении обыска по делам, связанным с хищениями предметов, представляющих культурную или историческую ценность.

    В делах такой категории при  обыске обычно сталкиваются с большим  числом самых разнообразных предметов (картины, иконы, книги и т. д.), нередко они хранятся в специально оборудованных тайниках.

    Идентифицировать  предмет, находящийся в розыске, а также определить степень исторической и культурной ценности обнаруженных предметов может только специалист – искусствовед и специалист – криминалист. К сожалению, на практике эти специалисты крайне редко привлекаются к участию в обыске. Поэтому, чтобы не упустить ничего, что может иметь отношение к расследуемому делу, следователь вынужден детально описывать и изымать  все обнаруженные предметы.

    При этом из – за большого разнообразия предметов, представляющих культурную и историческую ценность, и, соответственно, разнообразия специальной терминологии возникают проблемы с их описанием. Неправильное описание может привести к возврату дел для дополнительного расследования.

    Привлечение специалистов – искусствоведов и  специалистов – криминалистов позволяет выявлять непосредственно в ходе обыска предметы, представляющие культурную и историческую ценность, грамотно и подробно их описывать, а также предварительно идентифицировать предметы, значащиеся в розыске как похищенные, что положительно влияет на тактику самого обыска и ход всего следствия.

    Кроме того, эффективным средством обнаружения  доказательственной информации при производстве розыскных мер по установлению места нахождения исчезнувших без вести лиц, также является широкое использование специальных знаний. Диапазон их применения весьма широк и предопределяет целевое назначение и виды участия специалистов различных областей специальных знаний в розыскных и следственных действиях.

Информация о работе Использование специальных знаний на досудебном следствии