Страх, стыд, совесть как нравственные регуляторы человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.
Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..............…………………...3
1.Этический потенциал личности…………………………………….....…………..4
2.Совесть как форма самооценки………………………………………….....……...8
Заключение………………………………………………………………………...............18
Библиография……………………………………………………………………..............20

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа этика.docx

— 42.12 Кб (Скачать файл)

    При этом отражение в бухгалтерском  учете проведенных хозяйственных  операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с  помощью подтверждения. Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при более детальном уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных. Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов. В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге бухгалтерской отчетности, используется прослеживание. Особое пристальное внимание аудиторам целесообразно обращать на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

    Субъективно совесть может восприниматься как  хотя внутренний, но чужой голос (в  особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), голос, как будто независимый от «Я» человека, голос «другого Я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть – это голос Бога. Другой состоит в так, что совесть – это обобщенный и интериоризированный голос значимых других. Так, совесть истолковывается как специфическая форма стыда, а содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме этот вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взглядами или социальным (профессиональным) положением человека. Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая – на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая – со стороны ее конкретного содержания.

    Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) – родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и, соответственно, обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности.

    Сформированная  совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть – это голос «другого Я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня. Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть – это самооценка и ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей. Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то «поступок по совести» – это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал: «Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства». Это тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

    Моральное сознание интригует заключениями, которые  здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями[1]. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого. В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. Строго говоря, в таких случаях речь идет о достоинстве, а слова «чистая совесть» могут выражать только претензию человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность.

    Состояние «чистой», «успокоившейся» совести (если принимать это словосочетание в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности, т.е. не отсутствия совести, а склонности не обращать внимание на ее суждения. Неспроста принято считать, что «чистая совесть» – это выдумка дьявола. В притче Иисуса о молитве фарисея и мытаря рассказывается, что фарисей в молитве благодарил Бога за свое особое благочестие, мытарь же, не поднимая глаз к небу и ударяя себя в грудь, лишь просил Бога о милосердии к себе за грехи свои. Оправданным перед Богом оказывается мытарь, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Богом означает помимо прочего смирение. Самомнение и заносчивость ему противоречат. Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.

    Так, например, глубокое понимание характера  и сути типичных ошибок помогает аудитору ответственно и квалифицированно разобраться  в ситуации, сложившейся на проверяемом  предприятии. Это хорошая гарантия дать объективное заключение и оказать помощь в ходе самой проверки, проявив таким образом лояльность к клиенту. Аудитору следует при этом помнить, что наиболее характерными ошибками учета готовой продукции являются следующие: а) оценка готовой и отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации; б) расчет и отражение отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам) производится неправильно; в) готовая продукция, выработанная из давальческого сырья, отражается как собственная; г) выпущенная продукция не находит полного отражения в учете; д) отгруженная и реализованная продукция фиксируется несвоевременно и др.

    Уверенность в чистоте собственной совести  есть либо лицемерие, либо знак моральной  неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души[7]. Наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести – надежда. В муках совести – не только презрение к самому себе, но и тоска по просветлению и самоочищению, а значит, желание исправить ошибку, ответить за преступление. 
В муках совести – усилие к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном, намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. В признании своей вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость. В строгом смысле слова решимость и есть добродетель вообще: как стойкость человека в исполнении своего долга – вопреки естественным колебаниям, сомнению, сбивающим внешним воздействиям.

    Так, аудиторское заключение не может  и не должно трактоваться экономическим  субъектом и заинтересованными  пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы  в том, что иные обстоятельства, оказывающие  или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют. И аудиторы не должны давать повода для таких трактовок. Аудиторы обязаны ясно и полно изложить все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловноположительного, а если это возможно, оценить в стоимостном выражении влияние таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта. При этом составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности.

    В статье 11 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» приведено понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Это такое аудиторское заключение, которое составлено без проведения аудиторской проверки или по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией. Часто встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном выражении – ничем иным, как жизнью по совести.

    Совесть – это внутренний монолог, хотя чаще происходит диалог, даже многоголосая дискуссия. Латинская поговорка  звучит: «Совесть – тысяча свидетелей». Не позволяя уснуть духу, в человеке спорят вечный оппонент с вечным защитником. Вечный судья в человеке видит, слышит и чувствует то, что скрывается от общественного мнения, – противоречия между убеждениями, помыслами, мотивами и непосредственной деятельностью. И поступок может быть тайным и  явным. Совесть есть зеркало, отражающее, в какой мере в человеческом сознании утвердились доброта, честность, ответственность, в какой мере они затронули чувства, убеждения, мотивы поступков, волю, характер, даже подсознание. Но требование морального долженствования не имеет пределов. Сложность ситуаций и развитие самой личности не позволяют вчерашним требованиям к себе и другим в полной мере соответствовать сегодняшним. Это непрерывный процесс объективации совести как наиболее субъективного явления. Именно совесть показывает, что достигнут качественный скачок в нравственном развитии личности – моральная автономия, моральное право ориентироваться, оценивать, судить себя, достигнута глубокая моральная рефлексия. Поступать против совести означает обратиться против себя, войти в конфликт с самым дорогим, изменить себе.

    Делом чести и совести аудитора является постоянная забота о снижении степени  аудиторского риска. При проведении аудита наличия и сохранности основных средств необходимо проверить, создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств (ОС) и оформлению ее результатов, оформлены ли договоры купли-продажи ОС, оформлены ли протоколы договорной, правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС, правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

    По  данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств  аудитор сможет сделать вывод  об эффективности контроля. Важное условие обеспечения сохранности  основных средств – явственное проведение их инвентаризации. Поэтому нужно  проверить полноту и своевременность ее, правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо, чтобы установить, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии. Это уменьшит аудиторский риск. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета. Поэтому в целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам.

    К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства[6]. Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счете «Основные средства». Совесть рассматривают как голос общества в человеке, ответственно стоящий на страже потребностей, интересов других людей. Широта сердца зависит от круга наших забот, мук, состраданий, от способности согласовать интересы своей семьи, коллектива, класса, народа, человечества. Если человек, подобно Нарциссу, любуется только собой, совесть в нем не сможет проснуться. Если видение, чувствование человека распространяется только до пограничных столбов своей группы, сословия, класса, то его совесть не обладает общечеловеческим критерием.

    Притупившаяся совесть – это моральное бесплодие  человека, это власть зла на земле, это деградация, унижение личности. Приглушенная совесть – признак  моральной неустойчивости личности и общества. Совесть является морально-психологическим  защитным «механизмом», который одновременно помогает личности преодолеть отчуждение от окружающей среды. Сохранение духовного здоровья и целостности личности во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые она вступает[2]. Чем интимнее и утонченнее внутренний мир человека, тем опаснее бестактное вторжение в него, тем больше он нуждается не только в морально- психологической, но и экономической, политической, правовой защите, в свободе проявлений совести. Не находя отклика, понимания в социальной среде, совесть чувствительного человека может обернуться для него страданием, нанести психическую травму. Призывы не совершать насилие над совестью, дорожить свободой совести – это вечные требования демократии, ценности гражданского общества. Для развития совести человека как достойного члена гражданского общества недостаточно богатства его внутреннего мира и способности подняться до осознания общечеловеческих ценностей и интересов, недостаточно гарантий свободы ее волеизъявления в обществе (хотя без этого никак нельзя обойтись). Необходима также актуализация высших моральных потребностей и ценностей, возможность противопоставить их более низким, выдвижение высоких требований к себе, развитие способности к самопознанию. Если совесть является внутренним судьей человека, важно, чтобы этот судья был справедлив, сдержан, способствовал сохранению внутреннего покоя в критических ситуациях. Познавать, оценивать, казнить себя не легче, а труднее, чем других. Совесть есть моральный катарсис человека, очиститель души, своеобразный моральный стресс, создаваемый конфликтом между сознанием и подсознанием, высокими и низкими стремлениями, намерением и результатами деятельности. Совесть – наиболее утонченное и богатое нюансами творение человеческого духа, способное реагировать на самое ничтожное происшествие, устоять перед искушением. Согласно 3. Фрейду, совесть воплощается в понятии Супер-Эго, «идеальное Я». Это «идеальное Я» создает в человеке духовное напряжение, потому что ему трудно согласовываться с «реальным Я» и подсознательными стремлениями, которые совесть призвана контролировать и умерять. Но подавленные инстинкты так или иначе проявляются в поведении. Совесть потому-то и возникает, что для человека характерна моральная амбивалентность чувств.

Информация о работе Страх, стыд, совесть как нравственные регуляторы человеческой деятельности