Международные аспекты федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

основная цель работы состоит в глубоком и всестороннем осмысливании места, роли и накопленного опыта регионов Российской Федерации во внешних связях с другими странами.
Для этого в исследовании решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть, как складывается позиция российского правительства в отношении роли региона во внешних связях России.
2. Исследовать взаимосвязь двух, казалось бы, взаимоисключающих процессов: укрепление целостности, единства государства и расширения поля самостоятельности регионов.
3. Изучить основные направления участия регионов в международных отношениях Российской Федерации.
4. Показать на примере конкретных регионов Санкт-Петербурга и Ленинградской области - как реализуется политика правительства по данному вопросу, а также основные достижения и проблемы этих регионов в области международных отношений.

Содержимое работы - 1 файл

dissertaciya.doc

— 727.00 Кб (Скачать файл)

2. Республики Коми, Саха (Якутия) и Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области.

Для данной группы характерны высокие показатели производства продукции на душу населения и меньший спад производства, что полностью обусловлено экспортной ориентацией сырьевых отраслей. Неустойчивость конъюнктуры внешнего рынка, высокая капиталоёмкость отраслей специализации и острая потребность в инвестициях обуславливают нестабильность экономической ситуации в этих регионах. Для этих субъектов характерны высокий уровень безработицы, значительный разрыв в уровне доходов занятых в отраслях специализации и других секторах экономики. Перспективы экономического роста для данной группы регионов оцениваются менее высоко, чем для первой, а восстановление региональных хозяйственных комплексов требует активизации государственной региональной политики, направленной на решение проблем регионального монополизма, собственности на природные ресурсы и распределение доходов от их использования, а также экологических, инвестиционных, внешнеэкономических и социальных проблем.

3. Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская области. Эти субъекты отличаются высокой степенью хозяйственной освоенности территорий, потенциально высокой емкостью региональных рынков продукции производственно-технического назначения и ТНП. В основном это регионы концентрации отраслей гражданского машиностроения и легкой (преимущественно текстильной) промышленности, т. е. производств, ориентированных на конечное потребление и наиболее подверженных кризисному спаду. Эти регионы располагают относительно благоприятными условиями для инвестиций, перспективы формирования высокоэффективных хозяйственных комплексов могут быть оценены оптимистично.

4. Республика Карелия, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области и г.Санкт-Петербург.

Эти субъекты не попадают в число наиболее депрессивных и не относятся к относительно благополучным. Реакцию хозяйственных комплексов этих регионов на экономический кризис можно считать близкой к среднему уровню.

5. Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область.

В неё объединены три важнейших сельскохозяйственных субъекта. С одной стороны, в этих регионах имел место опережающий спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении, что в сочетании с неблагоприятной ценовой динамикой обусловило существенное ухудшение их экономического положения. С другой стороны, задействование имеющегося высокого потенциала пищевой промышленности определило их относительную устойчивость к кризису. Эти регионы располагают лучшими потенциальными условиями для эффективного сельскохозяйственного производства.

6. Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и Чувашия, Хабаровский край, Брянская, Кировская, Курганская, Псковская и Саратовская области. В начале 90-х гг. значительную долю в их производственных комплексах занимало машиностроение, ориентированное на нужды ВПК. В результате падения спроса на продукцию ВПК они оказались подвержены глубокой депрессии: спад производства сочетается здесь с высоким уровнем безработицы и низким спросом на рабочую силу. Структура хозяйственных комплексов этих субъектов сильно деформирована, что обуславливает высокую степень зависимости от федеральной поддержки. Для их производственного потенциала характерно сочетание высокотехнологичных производств в оборонной промышленности с отсталостью и неэффективностью других секторов экономики. В результате возможность компенсации спада производства в отраслях ВПК развитием других отраслей крайне ограниченна. Значительная доля инвестиций, необходимых для сохранения высокотехнологичных производств и поддержки этих регионов, требует целевого финансирования из федерального бюджета.

7. Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия и Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Калининградская, Тамбовская и Читинская области.

Эти субъекты одновременно попадают как в разряд подверженных наиболее глубокой депрессии, так и в разряд отсталых по уровню социально-экономического развития. Собственный финансовый потенциал для активизации инвестиционной деятельности и выхода из кризиса у регионов этой группы крайне низок. Следует отметить, что в этих регионах действуют дополнительные объективные факторы, затрудняющие преодоление кризиса, в том числе - территориальная удаленность, слабая транспортная освоенность территорий, низкий докризисный уровень производства. Эту группу отличают наиболее ограниченные возможности инвестирования.

8. Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия и Северная Осетия - Алания.

Все они входят как в число наиболее подверженных глубокой депрессии регионов, так и в разряд наиболее отсталых. Выделение этих республик в особую группу обосновано тем, что сложившееся в них социально-экономическое положение определяется в большой степени внеэкономическими факторами и перспективы развития экономики в обозримом будущем будут определяться возможностями государственного урегулирования острейших политических, межнациональных, пограничных и т. д. проблем.

Город Москва не включен ни в одну из групп, поскольку факторы, определяющие состояние и перспективы его социально-экономического развития, в основном уникальны, что требует их индивидуального рассмотрения.[101]

1.6.7. Огромные различия между регионами и непростые отношения с центром, появление многих проблемных, в том числе и кризисных, регионов, дезинтеграция экономического пространства – всё это в значительной мере определяет неповторимое лицо современной России. В сложившейся ситуации проблему неравенства сегодня решить не просто. Региональное многообразие исключает для России возможность использования опыта зарубежных федеральных объединений. В процессе регионального реформирования Россия должна создавать новый синтез отечественного и мирового опыта. Но провозглашенная федеративная модель и региональная раздробленность добавляют новые противоречия в развитие страны. Говоря о регионализме и федератизме в Россиии, следует также отметить, что понятие “регионализм” в современных условиях тесно взаимодействует с понятием “федерализм”. По взглядам известных политологов Конрада Ройтера, Найдерозе Кильмера, Вилли Крауса, регионализм выступает как предтеча федерализма.[102] Регионализм выражается в общем стремлении региона или области разграничиться на основе географических, исторических, этнических, религиозных или других критериев от других областей, а в иных случаях в стремлении к большей самостоятельности и автономии в отношении центральной государственной власти. Говоря о регионализме, целесообразно рассмотреть и содержание термина “региональная политика”. Региональная политика означает все политические мероприятия, целью которых является воздействие на региональное развитие, строительство городов, расширение инфраструктуры таким образом, чтобы учитывались экономические, социальные, экологические и внешнеполитические интересы регионов. В этой связи особое значение приобретают вопросы регионального планирования и увязывания его в систему региональной политики. В России регионализм составляет интегральную часть российского федерализма, реформирования последнего, и требует от властных органов внимательного и комплексного анализа региональной политики, в том числе и международной и внешнеэкономической деятельности регионов.

1.6.8. Долгое время всё опять сводилось к поискам “золотой середины” между центром и регионами, от которой зависела внутренняя стабильность, которая в свою очередь, должна была, положительно сказывается на международной активности страны, росте её международного авторитета в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии. Сделав вывод, что между региональной политикой государства и его внешней политикой имеется прямая связь, совершенно очевидно, что центр будет приветствоваться любую работу субъектов РФ, направленную на развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России. Конечно, здесь следует сделать оговорку, что всякое сотрудничество должно быть скоординировано с действиями и пожеланиями центра.

1.6.9. На Западе полагают что, наряду с другими средствами, регионализм мог бы ускорить процессы демократизации и экономических реформ в России, содействовал бы скорой интеграции страны в европейские хозяйственные и политические институты и служил бы надёжной гарантией против подъёма национализма и антизападных настроений. Хотя в свою очередь, по мнению российской стороны вопрос об интеграции российской экономики в мировую уже в значительной степени решён самой жизнью. Одно из главных изменений, происшедших с Россией в последнее десятилетие, - качественное усиление её экономической зависимости от внешнего мира, от внешнеэкономических связей. Российская экономика в гораздо большей степени интегрирована в мировую, чем была советская, причем на “базовом” уровне. Если в 80-е гг. доля экспортной продукции в промышленном производстве российских регионов составляла около 5%, то в середине 90-х гг., по некоторым оценкам, уже более 20%. И речь не идет лишь о приграничном сотрудничестве. Более 50% экспорта приходятся на 10 регионов страны, лишь один из которых - пограничный. Что касается импорта, то 20 регионов, в первую очередь центральных, ввозят около 40% всех импортируемых товаров. Экономические связи с внешним миром, по некоторым данным, уже сегодня прямо определяют экономическое и социальное положение по крайней мере трети населения страны, а косвенно - огромного большинства населения.[103]

1.6.10. Однако, формирующаяся новая международная система, экономизация, информатизация и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения, возможно, информационного оружия. Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные устремления  субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны. Со стороны иностранных держав также имеет место вмешательство во внутренние дела регионов без ведома центра. Предотвратить возможные катаклизмы может только сильная государственная политика по этому вопросу. Хотя и здесь можно найти своё рациональное звено. Система военных альянсов, численность, характер размещения и конфигурация иностранных вооружённых сил, наличие или отсутствие военных конфликтов вблизи России оказывает немаловажное воздействие на развитие приграничных регионов. Возьмём, к примеру, Северо-Запад России. Ряд обстоятельств заставляет российское руководство внимательно относиться к военно-стратегическому значению балтийского региона для Москвы. Во-первых, с распадом СССР и Организации Варшавского договора, а также с образованием новых государств, настроенных не очень-то дружественно по отношению к России, а иногда и предъявляющих ей территориальные претензии (Эстония и Литва), государственная граница переместилась ближе к основным историко-культурным и экономическим центрам России. Это ставит Москву перед необходимостью обеспечить надёжную защиту таких регионов, как Калининградская, Псковская, Новгородская, Ленинградская области и Петербурга. События последних лет (в том числе и военные действия НАТО в Югославии) дают достаточно оснований, чтобы рассматривать Калининград, как важный стратегический форпост на Балтике, что ставит под сомнение планы ряда местных и московских политиков и предпринимателей превратить всю область в свободную экономическую зону (некое подобие “российского Гонконга”).

1.6.11. Следует отметить необходимое условие единства экономического пространства страны, коим является единство таможенной территории и целостности Российской Федерации. Единой на все территории РФ также является система государственного регулирования. Это, правда, не исключает широкого круга полномочий субъектов РФ по вопросам совместного и самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности, в частности, при реализации межрегиональных программ на основе координации. Желание государства контролировать эту сферу деятельности регионов достаточно велико. В условиях снижения  внутреннего потребительского спроса и разрушения сложившихся экономических связей со странами СНГ и другими регионами России экспорт для многих предприятий становится наиболее реальным направлением реализации производимой продукции, а импорт – обеспечения производственной деятельности необходимым оборудованием, сырьем и материалами, а также бесперебойного снабжения населения продуктами питания. Нехватки средств и возможностей у центра примиряет государство с попытками регионов самим устанавливать связи с зарубежными странами, даже в обход установления центробежной политики. Следует также почерпнуть, что мощные механизмы координирующих и экспертных организаций, а также система договоров и соглашений не всегда действуют там, где нужен отлаженный закон.

1.6.12. Конечной целью правового регулирования в сфере отношений между федеральным Центром и регионами должно стать единое, децентрализованное и сильное государства. Поэтому первоочередная повестка дня для властей - создание эффективного механизма прямой и обратной связи между Центром и субъектами Федерации, когда огромная власть губернаторов уравновешивалась бы их гарантированной ответственностью перед федеральным Центром в рамках закона, а также силой федеральных институтов в самих регионах. По мнению экспертов, возможные механизмы - это создание жесткой вертикали федеральных структур со своей сферой компетенции, опирающаяся на принципиально обновленный институт представителей президента, продуманный механизм федерального вмешательства в дела регионов в чрезвычайных обстоятельствах (вплоть до введения президентского правления на строго определенный срок, конституционную возможность для президента снимать губернаторов с их постов).[104] Осуществление принципа разделения властей в звене “Центр – регионы” должно включать в себя не только создание эффективного механизма прямой и обратной связи между инстанциями исполнительной власти, но и решительное повышение роли судов в разрешении конфликтов между ними, а также с участием органов власти законодательной.

1.6.13. Главная задача государства, которую ставил перед правительством президент Б. Н. Ельцин было обеспечение взаимного согласования интересов центра и мест и создание надежной основы для решения широкого круга стоящих перед страной проблем. С приходом к власти президента В. В. Путина начался процесс направленный на укрепление вертикали власти. Указом 13 мая 2000 года в России были введены семь федеральных округов (Центральный федеральный округ, Северо - Западный федеральный округ, Северо - Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ) и институт полномочных представителей президента в федеральных округах, который преобразовывался из института полномочных представителей президента в регионах России. Основными задачами полпредов были названы -  организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации; представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.[105] 17 мая 2000 года в телеобращении президент В. В. Путин подтвердил свою приверженность линии, направленной на укрепление государственного единства. Он сообщил, что внёс в Думу пакет законопроектов, “которые скрепляют и цементируют российскую государственность”.[106] Предполагаемые изменения сводятся к трём основным моментам. Это, во-первых, изменение состава Совета Федерации – вместо губернаторов и спикеров региональных парламентов в нём будут заседать их представители. Вторая инновация – порядок отстранения руководителей регионов и роспуск законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами. И в третьих – право “при определённых условиях”  отстранять от должности губернаторов и право губернаторов в свою очередь отстранять представителей нижестоящего уровня власти.

Информация о работе Международные аспекты федерализма