Транснациональная преступность: особенности предупреждения и противодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение понятия, видов, причин и условий транснациональной преступности, а также проблем и путей совершенствования борьбы с данным видом преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- уточнить понятие транснациональной преступности и охарактеризовать наиболее распространенные ее виды;
- проанализировать внутренние и внешние причины возникновения транснациональных преступлений;
- изучить условия транснациональных преступлений

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Транснациональная преступность: понятие и виды…...…………...........7
1.1. Понятие транснациональной преступности…………………………....7
1.2. Основные виды транснациональной преступности...…………….......15
Глава 2. Детерминанты совершения транснациональных преступлений…........31
2.1. Внутренние и внешние причины транснациональных преступлений……………………………………………........................................ 31
2.2. Условия транснациональных преступлений………………………......40
Глава 3. Особенности предупреждения и противодействия транснациональной преступности………………………………………...…….......................................44
3.1. Правовые основы предупреждения транснациональной преступности ……………………………………………………….........................44
3.2. Структура противодействия транснациональной преступности….....57
Заключение…..………………………………………………………………….......67
Список использованной литературы……………….…………………………......72

Содержимое работы - 1 файл

диплом 5.doc

— 372.14 Кб (Скачать файл)

Отмечается, что сотрудничество криминальных структур при осуществлении совместного преступного бизнеса наносит ущерб всем странам, территория которых затрагивается процессом такого взаимодействия. Каждая из них может считать себя страной, подверженной влиянию иностранных криминальных структур.

В 2010 году подразделениями по борьбе с транснациональной преступностью выявлено 1216 этнических группировок, насчитывающих около 5,2 тысяч участников, по материалам РУБОП возбуждено 1979 уголовных дел, в том числе 539 в отношении лидеров группировок, пресечена деятельность 640 этнических групп и одного преступного сообщества.

Таким образом, связь международной  и российской транснациональной  преступности представляет последнюю  возможность для  развития, а следовательно, все более жесткого влияния на криминальную ситуацию в стране.

Ученые отмечают, что транснациональная  беззаконность развивается в  России благодаря коррупции, которая  достигла невиданных размеров. Существует прямая зависимость меж уровнем  организованной преступности и коррупции  в стране. Огромные средства, которые  приносит транснациональная беззаконность, скрытый и закрытый характер проводимых расследований вследствие отсутствия должного контроля, довольно тесное общение по долгу службы с соучастниками беззаконных сообществ – все это беспристрастно усиливает возможность перехода части служащих правоохранительных органов на службу транснациональной преступности. Стремление чиновников к обогащению очень используются представителями транснациональной преступности.

Примерами укрепления такой  связи являются многочисленные факты «вторичного оборота» изъятых ранее наркотиков, прямого или косвенного участия представителей власти в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.  Коррупция, организованная и профессиональная преступность уже «нашли друг друга и пытаются установить «тройственный союз», выгодный каждой из них».

Россия занимает «почетное» 90-е место из 145 стран по индексу  восприятия коррупции мировым бизнес-сообществом  и отечественными экспертами, соседствуя с такими странами, как Кения, Камерун, Непал и Танзания.

В десятку наиболее коррумпированных ведомств России входят различные государственные  учреждения, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт, бюджетными трансфертами, обслуживанием бюджетных счетов, зачетом долгов в регионах, а также  приватизацией. Уровень «отката» чиновникам составляет 10-30% от суммы сделки, с постоянной тенденцией к повышению. Для сравнения укажем, что первое место самой «чистой» страны с 2001 года прочно удерживает Финляндия. Данные, характеризующие такую конкурентоспособность, основываются на низком уровне коррупции, доле ВВП на душу населения, капитализации фондового рынка и производительности труда.

По мнению В.Н. Карагодина, коррупционными следует считать  деяния, совершаемые организованными  криминальными формированиями или в их пользу, и на современном этапе именно такого рода преступления представляют повышенную общественную опасность и против них должна вестись наиболее жесткая и активная борьба.

Эксперты считают, что  в зависимости от степени криминализации этой сферы общественных отношений, легализованные деньги используются не только для продолжения преступной деятельности и обеспечения ее безопасности, но и вкладываются в наиболее перспективные виды легальной экономической деятельности.

По данным ФТС РФ, в 2010 году 87% должностных преступлений в таможенной системе было выявлено по материалам расследований, проводимых управлением собственной безопасности.

Министр внутренних дел Р. Нургалиев заявил: «Борьба с этим явлением ведется на системной основе как самостоятельно, так и в тесном взаимодействии с органами прокуратуры, безопасности и наркоконтроля».

В 2011 году было выявлено более 30 тыс. преступных посягательств против государственной власти, что на 20% больше по сравнению с 2010 годом. Ученые отмечают, что чем выше должностной ранг чиновника, тем меньше вероятность лишения свободы. В 2012 году зарегистрировано 5273 факта взяточничества, однако реально к уголовной ответственности привлечены только 1759 человек, судом наказывается только каждый десятый взяточник.

По мнению начальника Департамента по борьбе с транснациональной преступностью  и терроризмом Н. Овчинникова,  главная проблема в России – взяточничество чиновников. К ответственности привлекаются только 5% взяточников – чиновников высокого ранга (судебных приставов, глав администраций различного уровня, сотрудников таможенной службы).  Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отмечает, что тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона – не место в правоохранительных структурах. Поэтому мотивация сотрудников этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан. Коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе, и Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры. Если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную – говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.

В этой связи Ю.П. Гармаев  отмечает, что большая  часть должностных преступлений, таких, как получение взяток, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, халатность и другие преступления, совершаемые в таможенных органах, напрямую связаны с таможенными преступлениями, то есть с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и другими преступлениями.

По данным главы Федеральной службы по финансовому мониторингу В.Зубкова, в 2009 году финансовая разведка отследила движение 25,5 триллиона рублей, равные 9 бюджетам страны. Проверке подвергаются все сделки и операции на сумму свыше 20 тысяч долларов (600 тысяч рублей), в сутки примерно проходит 8,5-9 тысяч сообщений, из них компьютер отбирает 100-150, а по финансированию терроризма – 15-20 фактов.  

Контроль финансовых потоков  проводится по двум направлениям: по отмыванию  денег и по финансированию терроризма. Информация поступает по трем направлениям: от кредитных и некредитных организаций, правоохранительных органов и зарубежных служб финансовой разведки. О нарушениях в мелких банках в рабочем порядке информируется Центробанк России.

Следует поддержать мнение А.И. Гурова о том, что нет смысла применять исключительную меру наказания к лицам, превратившим преступную деятельность в преступный промысел, а необходимо применять в виде наказания длительные сроки лишения свободы с конфискацией имущества.

По мнению начальника следственного департамента Госнаркоконтроля В. Зубрина, необходимо вновь ввести конфискацию, чтобы полученные средства использовать на охрану жизни и здоровья лиц, пожелавших сотрудничать с правоохранительными органами.

В Италии это делают за счет реализации конфискованного у преступников имущества. В результате непродуманных мер в России в 2003 году такая мера была запрещена, но ее необходимо восстановить, в том числе за такие преступления, как терроризм, тяжкие наркопреступления и проявления транснациональной преступной деятельности. Отсутствие конфискации имущества в уголовном законодательстве лишает правоохранительные органы мощного правового инструмента устрашающего воздействия на сознание преступников, коррумпированных чиновников, наживающих преступным путем огромные богатства.

За два последних года обвинительные приговоры за получение  взяток были вынесены 1649 гражданам  РФ, и только 50 человек из них получили по приговорам судом конфискацию, но не всего имущества, а только на размер взятки.

Такая ситуация пришла в противоречие со стремлением государства бороться с коррупцией. Перемен в нашем законодательстве требует и международное право. Положение ст. 15 Конституции РФ обязывает Россию соблюдать ратифицированные ею международные правовые акты. Ряд международных конвенций, в частности, Конвенции ООН «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г.), «Против транснациональной преступности (2000 г.), Европейская Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1999 г.) предусматривают конфискацию имущества как вид уголовного наказания.

По мнению специалистов, исключение из Уголовного закона конфискации имущества  за тяжкие и особо тяжкие корыстные  преступления способствует созданию благоприятных  условий для финансирования терроризма, транснациональной преступности, наркобизнеса.

В качестве положительного примера  разрешения этой проблемы приведем закон  США о конфискации, разрешающий  создавать фонд изъятия при Администрации  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства юстиции США (ДЕА).

Формируя этот фонд из средств, изъятых у преступников, полицейские  не только решают все финансовые и  технические проблемы своего подразделения, но и обеспечивают существенные финансовые вложения в федеральный бюджет. Используя закон о конфискации и деятельность фонда, ДЕА может использовать изъятые у наркодельцов технику и оборудование для проведения специальных операций, в том числе и для контролируемой поставки наркотиков.

Подобный опыт применения законодательства о конфискации заслуживает самого пристального внимания со стороны законодателей, особенно в период обсуждения проблемы о возвращении такого наказания, как конфискация имущества.

К внутренним причинам возникновения  транснациональных преступлений  Иванов Э.А. относит, в первую очередь:

- попытки насильственного  изменения конституционного строя  и нарушения территориальной  целостности России;

- создание, оснащение, подготовку  и функционирование незаконных  вооруженных формирований;

- незаконный оборот на  территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- широкомасштабную деятельность  транснациональной преступности, угрожающую  политической стабильности в  масштабах отдельных субъектов  Российской Федерации;

- деятельность сепаратистских  и радикальных религиозно-националистических движений.

Из приведенного перечня  можно вывести характерные признаки внутренних угроз безопасности.

Первое, что бросается  в глаза - это четкая локализация  угрозы в пределах одного государства  или одного из его регионов. В обозначенных рамках находятся как представляющий собой угрозу субъект (преступная группировка, незаконное вооруженное формирование), так и источники финансирования деятельности субъекта.  

Наибольшую тревогу вызывают такие виды международной преступности, как терроризм, отмывание доходов от преступной деятельности, торговля людьми, международный наркобизнес, коррупция.

Противодействие коррупции - одно из главных направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В последнее десятилетие принято множество многосторонних международных конвенций, программ и деклараций по данной проблеме.

В целях реализации проводимого  руководством страны курса на борьбу с коррупцией активно ведется  работа по обобщению зарубежного  опыта в этой области.29

Еще одним важным признаком  внутренних причин возникновения транснациональной  преступности  можно считать то, что они не являются угрозами как  таковыми для какого-либо иного государства, помимо того, в котором они возникли. Если же угроза перерастает масштабы одной страны и угрожает политической стабильности других государств, то она, хотя и возникла на территории рассматриваемого государства, уже перестает быть исключительно внутренней, стоит ей пересечь хоть одну границу.

Основной причиной транснационализации преступности следует назвать происходящую в настоящее время мировую глобализацию экономики, где процессы социального контроля отстали от процессов интеграции преступников.

С помощью коррупции или  запугивания представителей законных властей транснациональная  преступность подрывает основополагающие институты, лишая их действенности не только в силу утраты ими эффективности, но и в долгосрочной перспективе за счет дискредитации тех ценностей, на которых основана их деятельность.

Наихудшим является положение, при котором правительственные чиновники и преступная организация устанавливают симбиотические связи или вступают в сговор. В этих условиях роль правительства практически сводится к укрывательству преступной деятельности, причем в то же время оно становится заложником преступной организации.30

В докладе Генерального секретаря  ООН отмечено, что многомиллионные  доходы, полученные в результате транснациональной  преступной деятельности, все шире вкладываются посредством глубоко  разработанной системы отмывания денег в законные предприятия.

 

2.2. Условия транснациональных  преступлений

Условиями возникновения  транснациональной преступности являются:

- застой и распад экономики;  развитие кооперативного и фермерского  движения, т.е. образование класса  предпринимателей, безопасность которых стала собственной проблемой, что обусловило их высокую фиктивность по отношению к транснациональной преступности;

- разрушение бюрократического  аппарата, высокая коррумпированность  органов власти, управления, контролирующих  органов;

Информация о работе Транснациональная преступность: особенности предупреждения и противодействия