Арктика - история освоения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение истории освоения Арктики (на основе изучения политико-правового аспекта России в Арктике).

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
Ознакомится с историей освоения Арктики;
Рассмотреть научную литературу, архивные документы;
Изучить статус Арктики;
Рассмотреть права России в Арктике;
Охарактеризовать конфликты в Арктике;
Провести и проанализировать опрос «Студенты об Арктике».

Объектом исследования является изучение освоения Арктики.

Предметом исследования является российский вектор изучения Арктики.

Содержимое работы - 1 файл

Моя работа.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

            В 1612 на «Дискавери», которым теперь командовал Байлот, в Гудзонов залив впервые попал Томас Баттон. В 1615 Байлот возвратился на тот же корабль вместе с лоцманом Уильямом Баффином, и в 1616 они на «Дискавери» пересекли все море Баффина в северном направлении и добрались до пролива Смита между о.Элсмир и Гренландией. Это было замечательное путешествие, маршрут которого удалось повторить только Джону Россу, который повторно открыл море Баффина в 1818.

            Инициатива англичан, искавших Северо-Западный проход, в начале 17 в. была перехвачена датчанами. В 1619 датский король Кристиан IV направил в Гудзонов залив Йенса Мунка, достигшего устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Там он перезимовал, но от цинги погибла почти вся его команда. Троим оставшимся в живых морякам удалось следующей осенью на небольшом суденышке вернуться в Норвегию.

            После экспедиции Джона Росса в 1818 в море Баффина активизировался промысел гренландских китов. Британское Адмиралтейство продолжало настаивать на продолжении поисков Северо-Западного прохода. В 1819 Эдвард Парри, служивший первым помощником Росса, был назначен руководителем следующей экспедиции и достиг о.Мелвилл, где перезимовал перед возвращением на родину.

            Поворотным моментом в истории открытия Северо-Западного прохода стала экспедиция Джона Франклина, которая в 1845 в составе 130 человек отправилась в воды Американской Арктики на двух кораблях — «Эребус» и «Террор». После зимовки на о.Бичи оба судна попали в ледяную ловушку в проливе Виктория. Место гибели находилось примерно в 800 км от берега материка, где Франклин проводил исследования 30 годами раньше.       Многочисленные наземные и морские экспедиции, направлявшиеся на поиски Франклина и его людей на протяжении 15 лет, не достигли своей основной цели, но способствовали картографированию большой части Американской Арктики. В 1859 Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток обнаружил в каменной пирамиде на о. Кинг-Уильям короткое сообщение с описанием злоключений, выпавших на долю экспедиции Франклина.

            Норвежский исследователь Руаль Амундсен в 1903-1906 преодолел весь Северо-Западный проход на маленьком судне «Йоа». В 1940-1942 канадская полицейская шхуна «Сент-Рок» под командованием капитана Генри Ларсена осуществила плавание по проходу в обратном направлении — с запада на восток. В 1944 «Сент-Рок» стала первым судном, преодолевшим этот путь за одну навигацию. В 1956 этот же путь проделал канадский ледокол «Лабрадор», а в 1960 — атомная подводная лодка ВМС США «Си-Дрэгон». В 1980-х годах Северо-Западным морским путем впервые прошли несколько небольших пассажирских судов и туристское судно «Линдблэд эксплорер». Оценка возможности регулярного судоходства в Северо-Западном проходе для транспортировки нефти и газа была выполнена в 1969 во время сквозного плавания по нему американского супертанкера «Манхаттан» в сопровождении канадского ледокола «Джон А. Макдональд». В 1985 судно береговой охраны США «Полар-Си» совершило транзитный рейс вдоль Северо-Западного прохода.

            Открытие Северного полюса. Еще в начале 17 в. Генри Гудзон, Уильям Баффин и другие исследователи в поисках Северо-Западного морского пути проникли в весьма высокие широты. Однако идея организации экспедиции к Северному полюсу возникла гораздо позднее. Вначале были предприняты попытки найти путь к полюсу со стороны Гренландского моря, а затем поиск проводился преимущественно из района залива Смита и пролива Кеннеди между о.Элсмир и Гренландией. Во время Британской Арктической экспедиции 1875-1876 Джорджу Нэрсу удалось провести корабли «Дискавери» и «Алерт» до кромки мощных паковых льдов. В 1893 корабль норвежского исследователя Фритьофа Нансена «Фрам» вмерз в покров морских льдов на севере Российской Арктики и дрейфовал с ним в Северный Ледовитый океан. Когда «Фрам» находился ближе всего к полюсу, Нансен и его спутник Фредерик Иогансен попытались добраться до Северного полюса, но, достигнув 86°14° с.ш., вынуждены были повернуть назад.

            В 1898 Отто Свердруп (участвовавший в экспедиции Нансена) высадился в центральной части восточного побережья о.Элсмир, где провел первую из четырех зимовок в высоких широтах. Во время его экспедиций были составлены карты обширных районов Арктики, но попытки достичь Северного полюса не предпринимались. Зато американский адмирал Роберт Пири поставил перед собой такую задачу. В 1898 он зимовал на борту своего судна «Уиндуорд» почти в 100 км севернее точки, достигнутой Свердрупом на «Фраме». Другой американец, доктор Фредерик Кук, заявил, что достиг полюса в 1908. Пири утверждал, что достиг полюса 6 апреля 1909 вместе со своим слугой-негром Мэтом Хэнсоном и четырьмя эскимосами. В настоящее время считают, что на самом деле ни Куку, ни Пири так и не удалось побывать на полюсе.

            Последующие экспедиции. В первой половине 20 в. экспедиции в Арктику проводились как с научными, так и со спортивными целями. Канадское правительство, чтобы утвердить свою власть, организовало на арктических островах патрулирование и создало полицейские посты. В 1926 американец адмирал Ричард  Э. Бэрд впервые долетел на самолете до Северного полюса с базы на Шпицбергене и вернулся обратно. Несколько позже Бэрд, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский авиатор Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» пересекли Северный Ледовитый океан через Северный полюс — от Шпицбергена до Аляски. В 1928 Губерт Х. Уилкинс и пилот Карл Бен Эйельсон совершили перелет в обратном направлении — с Аляски на Шпицберген. Два успешных перелета из СССР в США через Северный Ледовитый океан были осуществлены советскими летчиками в 1936-1937, но третья попытка оказалась роковой: пилот С. А. Леваневский вместе с самолетом бесследно исчез в ледяных просторах Арктики. В 1937 под руководством И. Д. Папанина была организована полярная научная экспедиция нового типа. Вместе со своими спутниками И. П. Ширшовым (гидробиолог), Е. К. Федоровым (геофизик) и Э.Т.Кренкелем (радист) он был высажен вблизи полюса на дрейфующую льдину, на которой был сооружен палаточный лагерь. Во время этой экспедиции проводились регулярные метеорологические и геофизические измерения и гидробиологические наблюдения, делались промеры морских глубин. После 9-месячного дрейфа отряд был подобран советскими ледоколами «Таймыр» и «Мурман» около о.Ян-Майен.

            Начиная с 1950-х годов в Северном Ледовитом океане функционировало много подобных дрейфующих станций. Правительства США, Канады и СССР организовывали долговременные исследовательские базы на больших ледяных островах, где толщина льда достигала 50 м.

            Современная Арктика. В Северной Америке — на Аляске, в Канаде и Гренландии благодаря созданию метеорологических и военных радарных станций раннего предупреждения открылись новые рабочие места для многих местных жителей. Строительство и обслуживание этих станций повлекли за собой развитие воздушного и морского сообщения с использованием ледоколов. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.

            Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались  в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.

            В этой главе подробно рассказано об этапах освоения Арктики и об особой роли России в изучении и исследовании Арктики. А в следующей главе мне бы хотелось рассказать о значимости Михаила Васильевича Ломоносова в изучении Арктики.

            Из всего вышесказанного следует, что проблемы Арктики и, прежде всего, различные аспекты ее освоения вызывают неизменный интерес отечественных и зарубежных исследователей. Уникальный по своим климатическим условиям, природным ресурсам и этнокультурному разнообразию регион давно стал объектом пристального внимания ученых и политиков. Колоссальные минерально-сырьевые и водные ресурсы обусловили определяющее значение региона в мировой экономике. Научные работы в этой части земного шара еще в прошлом веке приобрели широкий размах, не менее масштабным было и индустриальное вторжение в Заполярье. Однако, лишь в начале третьего тысячелетия мировое сообщество, наконец, подошло к пониманию особого места Арктики в геополитическом пространстве, осознанию ее стратегической роли в решении глобальных проблем человечества, формировании устойчивости социальных и природных систем Земли.  
            Новое осмысление роли Арктики в развитии мировой цивилизации предполагает не только определение ее как экологического и ресурсного резервата планеты, но и признание высокой общечеловеческой ценности самобытной культуры арктических народов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Российский  вектор освоения Арктики

            В этой главе будет рассмотрена деятельность М.В. Ломоносова в изучении и освоении Арктики. Для написания данной главы были использованы материалы Государственного архива Архангельской области.

Многие  документы архива, которые я анализировала, были доступны, с ними можно было ознакомиться, но часть из них относились к особо ценным, поэтому просмотреть  их не удалось.

            В статье «Архангельск и Арктика»3 говорится о роли Архангельска в изучении и освоении Советской Арктики.

          «Общеизвестна роль Архангельска в изучении и освоении Советской Арктики. За свою историю до 1940 года  Архангельск отправил в арктические просторы более 250  крупных экспедиций, основная часть которых падает на советский период. Архангельск с полным правом модно назвать городом полярных экспедиций. Описание экспедиций, вышедших из Архангельска, нашло отражение в арктической литературе. Однако в ней не получали освещение две темы, имеющие существенное значение для характеристики Архангельска в  изучении Севера нашей страны.         Архангельск за годы довоенных пятилеток выдвинул многих ледовых капитанов, которые своими трудами внесли существенный вклад в науку о морских судах и в тактику и стратегию ледового штата. В 30 годах Архангельск выделялся как крупный центр по изданию арктической литературы и сыграл важную роль в распространении среди трудящихся нашей страны об огромных успехах Советского Союза в изучении и освоении Арктики и северного морского пути. Характеристика этих тем и составляет содержание настоящей статьи.

            С первых лет Советской Власти Архангельск стал основным опорным пунктом изучения и освоения Арктики и Северного морского пути. Архангельск выдвинул замечательную плеяду ледовых капитанов, вписавших яркие страницы в летопись героического освоения Советской Арктики. Заслуги Архангельских ледовых капитанов – В.И. Воронина, П.А. Пономарева, Д.Т. Черткова, Б.И. Ерохина, Н.И. Хромцова, А.И.Дубинина, А.К. Бурку, Ф.А. Рындина, В.Ф. Куплиева, Ф.М. Пустошного, И.Ф. Котова, А.А. Мелехова, А.Ф. Пинегианнова, Н.Г. Маринова,  Б.Е. Ушакова,  Ф.Д. Панфилова, Д.И. Швецова, И.П. Ануфриева, Г.И. Поспелова и многих других хорошо известны. Их плавания в полярных морях  описаны в книгах, очерках и статьях, как в довое6нное, так и в послевоенное время. Многие из Архангельских ледовых капитанов известны не только историческими походами в Арктике, но и успешными трудами (статьями, книгами) о полярных льдах тактике ледового плавания, известно, что учеными – полярниками нашей страны, - отмечал профессор Н.И. Зубов, - создана своя, советская наука о ледовом плавании. Наши ученые положили много труда на изучение морских льдов и на разработку стратегии и тактике ледового плавания, немалый вклад в науку о льдах, равно как в разработку стратегии и тактике ледового плавания влияли многие ледовые капитаны и гидрографы Архангельска. Среди них следует выдвинуть капитанов В.И. Воронина, А.К. Бурке, А.И. Дубинина, Ф.И. Воронина, И.П. Ануфриева и других, а также гидрографов  П.И. Башмакова и Г.Е. Ратманова.»

            Выписки из книг к работе «М.В. Ломоносов и Север»4 также продолжают эту тему, но здесь уже делается акцент на великом ученом-поморе Михаиле Васильевиче Ломоносове.    

             «В истории развития науки и культуры России особое, почетное место принадлежит гению русского народа Михаилу Васильевичу Ломоносову.

            Великий ученый – помор своими трудами, научными идеями и практическими начинаниями опередил современную ему науку. В научных открытиях в области химии, физики, минералогии и других отраслях знаний во всем блеске проявилось дарование М.В.Ломоносова.

            Среди многих и разнообразных научных занятий Ломоносова, оставивших глубокий след в истории наук, видное место занимают его труды по Северу и истории арктического морского плавания, изучения Севера, по данным В.А. Переволова Ломоносов отдал не менее 20 лет своей жизни. «Где бы и над чем бы ни трудился великий ученый, отмечал М.И. Белов, его не покидала мысль о преобразовании суровой жизни на его родине, стремление подчинить человеку пространства Арктики»5.

            Это и понятно, будучи родом с Севера, его детские и юношеские годы прошли в Поморье, оставили глубокий след в жизни и широкое отражение в научных и поэтических произведениях Ломоносова».

             О роли М.И. Ломоносова в освоении Арктики также свидетельствуют выписки из книг различных авторов6, заметки, выписки, наброски, статьи, другие документы к работе об экспедициях, организованных по замыслу М.В. Ломоносова7.

            Огромный вклад в освоение Арктики также внесли В.И. Воронин, В.А. Русанов, Г.Л. Брусилов, Г.Я. Седов, что мы можем узнать из следующих документов архива:

            - Рукопись статьи «В.И. Воронин и его роль в освоении Арктики»8

«Беломорский  край! Поморье! Когда произносят эти  слова, невольно возникает представление  о поморах, их поморских походах, освоение безбрежных пространств Севера и больших географических открытиях.

            В истории мореплавания Белое море  выделяется как колыбель ледового плавания, а Поморье – родиной судов нового типа, приспособленного для плавания во льдах.

            Известно, что приоритет открытий не только остров Колгуев, Вайгач, Новая Земля, но и Шпицбергена (Груманта) принадлежит поморам. Плавание поморов в XVII и XVIII в.в. на восток -   по арктическим морям ознаменованы крупными успехами. Их походы в Мангазио, участие в Великой Северной экспедиции 1733 – 1743 годов имели большое практическое и научное значение.

Информация о работе Арктика - история освоения